Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 5

Святой Климент Римский, судя по его творениям, знал это послание.

Имеется близкое сходство между «Пастырем» Ерма и этим посланием Иакова. Некоторые отмечают, что в «Пастыре» господствует воззрение, согласное с воззрением ап. Иакова, а именно в «Пастыре» христианство рассматривается, в основном, с этической стороны, а христологические элементы отступают на задний план. Также в «Пастыре» резко отмечено различие между богатыми и бедными. Когда идет увещание к молитве, настаивается в особенности на вере; имеется высказывание-предостережение от двоедушия.

По словам Евсевия, Климент Александрийский написал толкование на послание ап. Иакова. Добавляют, что выражения Климента Александрийского сходны с выражениями апостола Иакова.

Карфагенский пресвитер Тертуллиан в сочинении «Против иудеев» пользуется посланием Иакова, цитируются оттуда отдельные выражения.

Точно установлено, что св. Иустин Мученик взял выражение в Иак. 1,21 – «насаждаемое слово».

Святой Ириней Лионский взял у Иакова другое выражение 1,22 – «исполнители слова».

Ориген трижды в своих работах называет автора этого послания «Иаковом апостолом, братом Господним», а само послание Ориген называет «божественным посланием».

Дионисий Александрийский ссылается на это послание.

Евсевий Кесарийский, причислявший это послание к спорным, параллельно свидетельствует об авторитете этого и других соборных посланий: «Соборные послания в весьма многих Церквах были в открытом употреблении».

Святой Афанасий Александрийский в одном из своих праздничных посланий называет послание Иакова «каноническим».

Дидим Александрийский написал толкование на это послание.

Святой Ефрем Сирин часто цитирует это послание.

Святой Иоанн Златоуст написал изъяснительное замечание на это послание (см. у Миня).

Блаженный Иероним считает это послание апостольским произведением.

Святой Кирилл Иерусалимский причисляет это послание к каноническим книгам.

В целом на основании этих и других свидетельств послание признано произведением апостольского века.

1.1  Писатель послания

В апостольское время было несколько человек, которые носили имя «Иаков». Одни считают, что Иакова было 2:

1. Иаков Заведеев, брат св. ап. Иоанна Богослова, апостол из 12‑ти.

2. Иаков Алфеев, апостол из 12‑ти.

Эти ученые Иакова Алфеева отождествляют с Иаковом, братом Господним и ссылаются на Мф. 13,55; Мк. 6,3 и Гал. 1,17‑19.

Другие считают, что Иаковов было 3:

1. Иаков Заведеев, брат св. ап. Иоанна Богослова, апостол из 12‑ти.

2. Иаков Алфеев (Иаков Малый - Мк. 15,40), апостол из 12‑ти.

3. Иаков, брат Господень.

Следующая группа считает, что надо отличать Иакова Малого от Иакова Алфеева, поэтому признаю,т четырех Иаковов.

Общая фраза всех исследователей: кто-то из этих Иаковов был писателем данного послания. Некоторы испанские исследователи признаю,т писателем этого послания Иакова Заведеева, которого считают покровителем Испании, и добавляют, что именно он и направил испанцам это послание. Этого мнения придерживается Исидор Севильский. Не-испанцы возражают:

1. Иаков Заведеев не пользовался известностью в областях рассеяния иудеев, а послание написано 12‑ти коленам рассеяния;

2. В истории первохристианства известен другой Иаков, который, по преданию, пользовался большой славой и популярностью как среди иудеев, не принявших христианство, так и среди иудео-христиан (вчерашних иудеев, ставших христианами), это был Иаков брат Господень, который, как полагают, упомянут апостолом Павлом, и некоторые считают, что Гал. 2,9 именно этого Иакова, брата Господня апостол Павел причисляет к столпам Церкви, и большинство ученых считают именно этого Иакова писателем этого послания, но одни из них отождествляют Иакова брата Господня с Иаковом Алфеевым, а другие – нет.

Первое мнение поддерживаются преимущественно католические экзегеты и некоторые протестантские, в т.ч. некоторые русские. Этого мнение придерживался м. Московский Филарет, Филарет архиеп. Черниговский, прот. Богословский, Чельцов. Основания в пользу этого мнения.