Наша Церковь, избегая этих крайностей, учит, что оправдание и спасение достигается не только через веру, но и через добрые дела, но не придавая такого преувеличенного значения делам, какое им придает Католическая Церковь, и слова Христа: "так и вы, когда исполните..." не могут считаться доказательством того, что человек в некоторых случаях может иметь какие-то сверхдолжные заслуги: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный". Человек, как ограниченное существо, не может достичь такого совершенства, какое имеет Бог. По нашему взгляду, при грехопадении человек не полностью повредил свою природу, у него сохранилось стремление к добру, желание делать добро, поэтому человек и был в состоянии воспринять спасительное учение Христа. Мы не говорим, что спасение совершается механически, а через активное участие человека. Это учение основывается на благовестии Христа. С одной стороны, Христос говорит о необходимости веры: "Вера твоя спасла тебя, иди с миром", – говорит он женщине-грешнице. "Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет". С другой стороны, "не всякий говорящий "Господи, Господи",.. но исполняющий волю Отца Моего". Нет сомнения, что под исполнением воли следует понимать исполнение нравственного закона. В другом месте "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела". "И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения". "Тогда воздастся каждому под делам его". Христос требовал от своих последователей не только веру и добрые дела, но и любовь как к Богу, так и к ближнему. "Новую заповедь даю вам...", "Потому узнают, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собой". Это не теоретическая, не абстрактная любовь, а деятельная: "Нет больше той любви, как только кто душу свою положит за друзей", а не только теоретически рассуждает об этом.
Все апостолы говорят о вере и добрых делах, но более обстоятельно в своих писаниях вопрос о соотношении веры и добрых дел затронули апостол Иаков, начиная с 14 стиха по 26 стих 2-й главы, а также апостол Павел: Гал. 2,15‑21 и 1Кор. 12,31-13,1-13).
14 стих. Уже прямо говорит о необходимости добрых дел для спасения: "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?"
Некоторые экзегеты высказывают мнения, что во фразе ап. Иакова "если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет" логическое ударение падает на слово "говорит", и толкователи делают заключение, что тот, который говорит, что имел веру, в действительности её не имел.
Некоторые считают, что здесь ап. Иаков просто осторожно выражается, но выражает ли эта осторожность отсутствие веры, большинство считают, что нет, потому что в последних словах 14 стиха: "может ли эта вера спасти его", видно, что он имел ввиду веру, но веру теоретическую, умозрительную, не подкрепленную добрыми делами, и одна такая вера не могла его спасти. Поэтому большинство считают, что логическое ударение в этой фразе надо делать не на слово "говорит", а на слова "что он имеет веру, а дел не имеет". Вопроса 2, ответ один – от одной веры пользы нет, нужны дела.
В целом под спасением все понимают, что речь идет об очищении человека от греха, достижения праведности, нравственное совершенство и в итоге получение блаженства в небесном Царстве. Некоторые толкователи полагают, что в этом стихе апостол Иаков имел ввиду слова Иисуса Христа в Нагорной проповеди: "Не всякий, говорящий Мне "Господи, Господи", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного". В целом немало исследователей, которые проводят параллели, указывают на существующие параллели между Нагорной проповедью и посланием св.ап. Иакова. Заметные параллели: Мф. 5,9 – Иак. 3,18; Мф. 5,12 – Иак. 5,10; Мф. 5,34-37 – Иак. 5,12 и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.