Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 18

Иногда указывали на то, что учение ап. Иакова об оправдании (2,14-26) якобы предполагает языко-христианских читателей. Якобы Иаков здесь имел ввиду учение ап. Павла. На первый взгляд кажется, что выражением "делами оправдывается человек, а не верою только" (2,24) апостол Иаков опровергает выражение апостола Павла: человек оправдывается не делами закона, а только верой (Гал. 2,16) или опровергает другое выражение ап. Павла: мы признаём, что человек оправдывается верой, независимо от дел закона (Рим. 3,28). Большинство толкователей считают, что это лишь на первый взгляд. Слова Иакова сказаны иудео-христианам, а иудеи всегда приписывали большое значение своему происхождению от Авраама, что они – наследники. По евангелию от Матфея, они всегда погрешали в деле любви и милости. Эти недостатки перешли к христианам из иудеев, что и вызвало выражение ап. Иакова.

Большинство считает, что адресат должен пониматься в буквальном смысле. 12 колен – это иудеи, под рассеянием надо понимать историческое рассеяние иудеев по земле.

Тогда возникает другой вопрос: относительно круга читателей: ко всем ли оно направлено, или только к известной части, исключаются ли при этом палестинские иудеи (они-то не в рассеянии). С другой стороны, название "12 колен" должно обнимать всю иудейскую нацию. Защитники общеиудейского назначения послания говорят, что в апостольское время Палестина могла быть названа "рассеянием", т.к. она не была самостоятельной. Видимо, здесь тоже натяжка: Палестина не была самостоятельной, но иудеи здесь чувствовали себя как на родине: у них был свой храм, синедрион. Только внепалестинские иудеи назывались "эллинским рассеянием", "сынами рассеяния". Некоторые, указывая на палестинское назначение послания, приводят такие аргументы: якобы жестокое обращение богатых к бедным было возможно лишь в Палестине, но не в рассеянии.

2. Изолированность положения читателей послания как от язычников в целом, так и от христиан из язычников, а это, якобы, возможно было только в Палестинских городах с еврейским населением.

3. В бедности читателей послания. Именно эта бедность палестинских христиан как бы была поводом для ап. Павла собирать милостыню для палестинских христиан.

4. Наконец, уже упоминались некоторые образы из природы Палестины: ранний и поздний дождь и др.

Противники этой аргументации говорят, что притеснения имели место и в рассеянии, ибо, как правило, язычники, где бы иудеи ни жили, не вмешивались в жизнь иудеев, иудеи продолжали жить общинно, по своим законам, они жили изолированно от язычников. Что касается образов в речи послания, то это скорее всего говорит за палестинское происхождение послания, чем за палестинское его назначение. Эти образы выходцам из Палестины, где бы они ни жили, были знакомы. Итак, читатели послания – иудеи рассеяния, но не все иудеи рассеяния, а только христиане. Христианский дух здесь отмечен: писатель сам называет себя рабом Христа, говорит о возрождении словом истины и т.д.

Есть мнение, что, якобы, "богатые" в послании – это иудеи-нехристиане. Возражают, что вряд ли христианство было тогда только из одних бедных. Действительно, они были в большинстве, и как мог Иаков обличать неверующего во Христа иудея? Он мог обличать его как иудей иудея – по национальному признаку. Вопрос тогда: почему он не пытался обратить этих богатых в христианство? Тенденции к обращению в этом послании нет. Где конкретно жили эти иудеи рассеяния? Они жили в то время по всему тогдашнему римскому миру: в Сирии вплоть до Евфрата, в Малой Азии вплоть до Крыма, в Египте. Апостол Павел: находил местную синагогу, и там проповедовал.

Каких конкретно имел ввиду иудеев Иаков, гадают. Может быть, это конкретная сирийская община, м.б. малоазийская, т.к. обличаемые пороки потом встречаются и у ап. Петра. Это тоже не доказательство. Если эти пороки были свойственны всей нации, то они могли иметь место и везде. Есть мнение, что он мог написать всем иудеям – как бы под копирку. Многие в этом сомневаются.