Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 36

Человеческое сердце. В целом по Библии сердце обозначает всю внутреннюю сущность человека. Когда мы говорим о сердце, речь идет, в основном, о чувствах. Сирах сказал, что Бог дал людям сердце, чтобы мыслить (17,6), поэтому, по Библии, можно говорить, что сердце – это также сердце мысли, воспоминаний, намерений и, в конце концов, решений. Псалмопевец даже говорит о помышлениях сердца Самого Бога: "Помышления сердца Его в род и род" (Пс.32,11). Библейская широта сердца – это не широта чувств, а широта знания. Фраза "отдай Мне сердце твое" означает "будь внимателен к Моим словам" (Притч. 23,26), а иногда фраза "ожесточенное сердце" мы понимаем в одном смысле, а Библия скорее всего говорит о тупом уме. Итак, в целом по Библии сердце – источник сознательной жизни личности, место окончательных решений человека. Рим.2,15 – это место неписанного закона. Это место, где человек встречает Бога (1Цар. 16,17): человек смотрит на лице, а Господь – на сердце. Бог проникает в сердца и испытывает внутренности (Иер. 17,10). Этот народ приближается ко Мне устами своими, но сердце его далеко отстоит от Меня (Ис.). Израиль живет по внушениям злого сердца, у израильского народа злое сердце, буйное, мятежное (Иер.). Но Бог обрежет это буйное сердце, чтобы он любил Бога (Втор.36), и Бог вложит закон Свой во внутрь человека и на сердцах их напишет этот закон (Иер. 31,33). Бог даст другое сердце (Иер. 32,39). Сотворите себе новые сердца (Иез. 18,31).

Слова Христа: злые помыслы исходят из сердца, и это оскверняет человека; Слово Божие необходимо принять в доброе, чистое сердце, чистые сердцем Бога узрят. Вера во Христа создает внутреннее обновление. Сердцем веруют в праведность (Рим. 10,9), и верой вселяется Христос в сердца наши (Еф. 3,17). Мир Божий соблюдет ваши сердца (Флп. 4,7). Апостол Иаков, говоря о деятельном благочестии, говорит, что это служение не надо смешивать со служением посредством языка. Невозможно совместить служение Богу и необузданный язык. Кто так думает, он обольщает свое сердце, такое служение бесполезно. Видимо, некоторые в его время думали необузданным языком служить Богу. Он это называет самообольщением.

27 ст.: "Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира".

Итак, истинное служение состоит в делах благочестия и в сохранении от соблазна со стороны мира. В качестве примеров милосердия и любви указаны посещения сирот и вдовиц в их скорбях с целью оказания помощи. Эти примеры указаны, видимо, потому, что в отношении к сирым и вдовицам наиболее ярко проявлялось бескорыстие, христианская любовь, не ждущая воздаяния. Эти примеры были любимыми образами в ВЗ. По Библии, вдовы в своем одиночестве представляют типичный случай несчастья. Ещё в начале Библии проводится мысль, что сама одежда вдовицы выражает двойную скорбь (может быть, носили специальную одежду, может быть, поношенную): с одной стороны, она беззащитна, с другой стороны, у неё нет надежды на чадородие. По Библии, ей, как и сиротам, необходимо оказывать особое покровительство через ВЗ‑й закон. Ис.10,2: горе тому, кто злоупотребляет слабостью вдовиц. Бог берет на Себя её защиту (Пс. 67,6), Господь поддерживает сироту и вдову (145,9), не притесняйте ни вдов, ни сирот. Может быть. даже поэтому, считают, Христос возвратил вдове её единственного сына. Для вдов было организовано ежедневное обслуживание в Церкви (Деян.).

Ап. Иаков в этом же библейском духе говорит, что истинное благочестие требует взять на попечение вдов и сирот.

2-я мысль: мир. Он воспринимается ап. Иаковом также, как и Иоанном Богословом (у Иоанна ярче), как совокупность всего враждебного Богу, как зло, поэтому он и призывает истинно благочестивого человека, кроме того, что он должен практически исполнять Евангелие, он должен беречь душу от зла, от грязи мира, который лежит во зле, т.е. призывает своих читателей противостоять злу, бороться с ним, но совместно с делами милосердия. Поэтому можно говорить, что, по апостолу Иакову, истинное служение Богу и истинное благочестие – это дела милосердия и беречь свою душу от зла.