Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 49

Может быть, это красивое предположение, но ни одного текста нет с такой заменой вместо "pneu,ma" "ki,nhma" нет. Поэтому в 26 стихе ап. Иаков сравнивает отношения между телом и духом с одной стороны, и отношения между верой и добрыми делами с другой. Поэтому становится яснее мысль Иакова, что, как тело, когда у него отнимается дух, умирает, так и вера, когда она лишены добрых дел, мертва. Т.е. именно на мертвенность и в том, и в другом случае указывает ап. Иаков.

Итак, многие считают, что 26 стих занимает центральное место в учении ап. Иакова об оправдании и спасении. Он кратко обобщает и картинно излагает всё то, что он говорит в 2,14‑25 относительно оправдания и спасения.

Так как вопрос об отношении между верой и добрыми делами в НЗ‑х текстах затрагивает не только ап. Иаков, но и ап. Павел, мы обратимся к параллельным местам.

Гал.2,15-21. Одна часть экзегетов считают, что это – продолжение речи (или обращения) ап. Павла к ап. Петру (Гал. 2,14). Среди этих исследователей и Глубоковский. Другие считают, что это место адресовано иудеям – или христианам из иудеев или просто иудеям. Большинство же считают, что он обратился к христианам Галатии иудейского происхождения.

Еп. Феофан писал: видно, что ап. Павел отрывает свою мысль от ап. Петра и обращает свою речь к тем, которые были ещё приверженцами закона и считали его исполнение необходимым для спасения. Мы по природе иудеи, – говорит ап. Павел о себе и христианах иудейского происхождения. Ставят вопрос, почему он здесь обращает внимание на национальное происхождение? Может быть, он хотел подчеркнуть разницу между христианами из иудеев и язычников? Вряд ли, потому что именно в этом послании (Гал. 3,28) он напишет, что нет уже ни иудея, ни язычника, ни раба, ни свободного,.. ибо все мы одно во Христе. Другие считают, что, может быть, он этим хотел подчеркнуть, что иудеи не были идолопоклонниками. Другими словами, может быть, он имел ввиду состояние и тех, и других перед принятием христианства.

Он называет язычников грешниками – a`martwloi, или другой перевод – "виновники". Выходит, что иудеев он признает праведниками, а язычников грешниками? В то же время, мы знаем, что ап. Павел писал, что были язычники, которые "естеством законная творили", т.е. по природе законное делали (Рим. 2,14‑15), т.е. дело закона у них написано в сердцах.

В то же время, другие язычники славу нетленного Бога изменили в образ,.. истину Божию заменили ложью и поклонялись твари вместо Творца.

Поэтому полагают, что в 15 стихе он употребил слово a`martwloi, не в его прямом значении, а в значении "безбожники", т.е. те, которые не имели веры в единого истинного Бога, потому что в послании к Ефесянам ап. Павел называет бывших язычников безбожниками в мире.

16 стих: "однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть".

В этом стихе ап. Павел особенно сильно высказывает своё учение, что человек оправдывается не делами закона, а через веру в Иисуса Христа, притом, трижды в этом стихе он подчеркивает, что человек не может оправдаться делами закона, и трижды отмечает, что оправдание может получить через веру в Иисуса Христа.

"однако же, узнав...". Откуда он узнаёт, что человек оправдывается верой?

1. Он узнаёт из учения Христа; Христос говорил, что кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16,16), в Евангелии немало мест, где Христос говорил: вера твоя спасла тебя. В этом же послании ап. Павел говорил, что Евангелие он получил через Откровение.