Богословие апостола Иакова (Конспект лекций по Новому Завету), страница 12

Перед нами в целом нравоучительный жанр, который, с одной стороны, был свойственен многим ВЗ-м учительным книгам, а с другой стороны и в то время был очень популярен и применялся в разной форме. Можно встретить этот жанр не только у иудеев, но и у язычников - мастеров т.н. «диатрибы» - резкая, порой придирчивая речь с нападками личного характера, и у современных Иакову евреев, которые занимались наставлениями (Послание Аристея, Завет 12-ти патриархов, Дамасский документ), а также у некоторых первых христиан-катехизаторов, которые стремились объяснить новые правила христианской святости в своих поучениях, сочинениях.

Поэтому в этом послании встречаются многие рекомендации общего характера, например, долготерпение в испытаниях, мудрость поведения и осторожность в речи, равнодушие к богатству.

В то же время, между Иаковом и стоиками разница огромная. Если стоики стояли чисто на пантеистической основе многобожных тенденций, то апостол Иаков проповедует чистый библейский монотеизм. В отличие от стоиков, Иаков не считает наши испытания зрелищем для богов или гнев - помехой в радости, или терпение - равнодушием, или добродетель - чистым знанием, или надежду на счастье - прекрасной иллюзией.

Кроме монотеизма, послание роднит с Библей мораль в том виде, в каком она выражена во многих ВЗ-х книгах. Как добавляют исследователи, это - не прямое использование ВЗ-х книг, а новое прочтение этих книг, которое в начале христианской веры базировалось на общей еврейско-христианско традиции.

06.10.98

Существует также сходство между нашим посланием ап. Иакова и некоторыми тогдашними еврейскими сочинениями моралистического порядка. Как всегда, мнения расходятся. Одни считают, что это влияние, а порой и заимствования, другие же говорят, что эти сочинения и послания были вдохновлены Ветхим Заветом. Но если в этих нравоучениях мораль подана порой в догматическом, иногда даже в философском духе, и не так жива, более отвлеченна, чем в послании ап. Иакова, поэтому о заимствовании речи не идет, а лишь то, что источник мог быть один и тот же (ВЗ), а то, что во всех НЗ-х книгах встречаются нравоучительные отрывки и они сходны местами фрагментарно с нашим посланием, то здесь опять двойной подход: или это - зависимость в том или в другом смысле, или это - общий источник. Имеются аналогии между ап. Иаковом и ап. Павлом, ап. Иаковом и ап. Петром, Нагорной проповедью и ап. Иаковом. Эти сравнения, аналогии между посланием ап. Иакова и другими НЗ-ми книгами, для многих - это один вывод. Дибелиус: послание Иакова - чисто христианское сочинение. Сходства также имеются с христианскими сочинениями конца столетия и до середины II века по Р.Х. (Послание Варнавы, «Пастырь» Ерма и другие).

Краткая схема морального учения послания.

Все моральные наставления послания основаны не на ожидании земных выгод, а на вере в исполнение Божией воли, в приближении к Богу, в получении от Него духовных благ как на земле, так и на небе. Относительно нищих в послании говорится, как в Евангелиях и у ап. Павла: после испытаний их ожидает эсхатологическая радость, хотя у них есть право предпринимать меры для улучшения своего нынешнего состояния. Богатые же не осуждаются беспощадно, а призываются подумать о преходящем значении их богатств, не презирать, не притеснять и не угнетать бедных. Он нигде не выступает за насилие против богатых. Богословские вопросы послания в целом затронуты лишь мимоходом с целью лишь оправдания морали. Для писателя Бог - это ВЗ-й Бог, в какой-то степени Его открыл Новый Завет. Иисус - Мессия, Он - Спаситель, Он - Господь славы, имя Которого призывается на верующих и на больных (именно здесь говорится о помазании больных).

Особенно апостол Иаков выделяет следующие темы:

Мудрость (по Иакову - поведение, согласное Божией воле и собственному вдохновению). По словам писателя, грех присущ всем, его истинное происхождение - это человеческая плоть.