Тертуллиан полагал (считаю, что он ошибся), что название «эвиониты» происходит от имени какого-то Эвиона, основателя этого течения, который не признавал Христа Сыном Божиим.
Евсевий Кесарийский говорил, что эвиониты считали Иисуса бедным, обыкновенным человеком, Который за совершенство нрава стал праведным. Родился он, как выражается Евсевий, от соединения мужа с Марией. Другие же эвиониты, говорит Евсевий, признают, что Иисус родился от соединения Святаго Духа с Марией, и не исповедую Его Логосом и Премудростью Божией. Известно Евангелие Евионитов, которое, по Епифанию, начиналось с описания появления Иоанна Крестителя. Весьма характерно, что в этом Евангелии проповедь Евангелия должна быть обращена только к Израилю, а не к язычникам: «посему я хочу, чтобы вы были 12-ю апостолами для свидетельства Израилю». Эти слова приводит Епифаний. Евангелие Евионитов было написано в Палестине. Известно, что Евиониты особенно почитали Иакова Праведного и ап. Петра. Древние хр-е апологеты весьма активно и дружно выступили против евионитов.
Иногда находили евионитский характер этого послания в следующем:
1. Что этому посланию присвоили имя писателя, который пользовался авторитетом среди евионитов, видимо, незря - какая-то симпатия была и к Иакову, и к евионитам.
2. В обозначении читателей в качестве 12-ти колен (12 ап-в для Израиля)
3. В названии места хр-го собрания синагогой.
4. В понимании хр-й жизни как исполнение закона.
5. В родстве послания с т.н. «клементинами», написанными скорее евионитами, и «Пастырем» Ерма.
6. В пользовании ВЗ-ми апокрифами.
Эти ссылки и сопоставления, отмечают критики, имели бы значение только в том случае, если бы в основном учении послания был виден евионитский характер, но этого нет. В послании нет и намека, что Иисус Христос - не Бог, а простой сын Марии и Иосифа, нет указаний на необходимость обрезания и вообще на соблюдение Моисеева закона, чем отличались евиониты. В послании Христос представлен Господом, Богом, а Бог - Отцом. Иаков называет себя «рабом Иисуса», как и называет себя «рабом Бога Отца». Где говорится о делах, понимаются дела христианской любви, а не Моисеева закона, поэтому в целом эти ссылки и сопоставления носят не эвионитский характер, а скорее иудеохристианский.
15.09.98
Как известно, в этом послании отсутствует развитое догматическое учение. Иногда ставили в упрек или говорили, что это свидетельство о неподлинности послания. Большинство православных экзегетов утверждают, что отсутствие догматического учения в этом послании не говорит о его неподлинности, это объясняется назначением послания. Среди читателей этого послания обнаружились заблуждения нравственного характера, а не догматического. В то же время, нравственное учение этого послания не стоит вне христианских догматических основ. У Иакова есть ясные указания на возрождение словом истины (1,18), на прославление Господа Иисуса Христа (2,1), на обитание в христианах Святого Духа (4,5), на второе пришествие Христово (5,7).
В послании видели примирение двух крайних направлений в первохристианстве: петренизма, примыкавшего к иудейству, и, как полагают, породившего из себя эвионизм, и павлинизма – направление среди языко-христиан. Следовательно, это послание написано не в апостольское время и не является подлинным. Ученые пришли к заключению, что, судя по книге Деяний, где говорится о деятельности апостолов Петра и Павла, и некоторым посланиям ап. Павла, пришли к заключению, что
1. апостолы были согласны между собой в основных пунктах христианского учения и действовали, в основном, между собой согласно.
2. В послании св. Иакова не видно примирительного характера, нет оснований видеть в богачах языко-христиан, а в бедных видеть иудео-христиан. А других враждующих сторон там нет, поэтому некого было и примирять. Если писатель и хотел примирить богатых и бедных, тогда ему не стоило так сурово обличать богачей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.