УДК 330.332:316.394 МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ
ПАРТНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
докт. соц. наук, профессор ХГЭУ
|
канд. экон. наук, доцент ХГЭУ
Достижимость результата инвестиционной деятельности во многом зависит от распределения ролей между субъектами инвестиционного рынка. Отношения между ними складываются в зависимости от поставленных участниками целей взаимодействия, мотивов проявления активности, способов формирования стереотипов доверия, методов влияния друг на друга и на обобщенного потребителя. При этом типы складывающихся взаимоотношений определяются полнотой согласованности интересов и отношением к общей цели, а именно:
согласованность интересов и одобрение общей цели;
частичное совпадение интересов при доминировании одного из субъектов на основании авторитета;
частичное совпадение интересов при доминировании одного из субъектов на основании доступа к большим материальным ресурсам;
паритетные отношения при наличии независимости, с одной стороны, и необходимости поиска компромисса на основе стремления к получению максимальной выгоды — с другой;
рассогласованность целей, но вынужденная потребность в поддержании отношений на основе рационального выбора.
Процесс воспроизводства инвестиционных благ, т.е. благ, полученных в результате успешного взаимодействия субъектов инвестиционного рынка, может быть охарактеризован посредством функционирования системы объективных отношений между ними, заключающейся в разделении ролей. Сущность выполняемых ролей обусловливается системой мотивов поведения субъектов.
Мотив следует определить как стремление удовлетворить потребность. Все разновидности мотивов субъектов инвестиционной деятельности можно свести к следующей классификации:
1) по признаку полноты объявленных условий взаимодействия:
а) денотативные, когда названы только основные условия взаимодействия;
б) коннотативные, когда помимо основных условий взаимодействия, каждый из партнеров ищет и свои дополнительные выгоды;
2) по признаку прозрачности интересов:
а) явные мотивы, когда не скрывают истинных причин взаимодействия;
б) латентные мотивы, когда основные причины взаимного интереса скрыты, а на поверхности обозначены малозначимые аргументы в пользу совместных действий.
Социально-экономический анализ субъектов инвестиционной деятельности указывает, что для того, чтобы взаимодействие было выгодным, всем сторонам необходимо достичь идентичности подхода к принятию решений, интерпретации содержания целей и условий их достижения, восприятия действий в процессе взаимодействия, культурных норм и ценностей. Итак, идентичность становится ключевым условием успешных интерактивных действий субъектов инвестиционного рынка. Однако ложная идентичность — основа для формирования латентных мотивов. В таком случае взаимодействия субъектов инвестиционного рынка будут ориентированы на краткосрочность, получение односторонних выгод для себя за счет партнера.
Все рассмотренные виды мотивов могут быть объединены в две группы:
формирующие стереотипы (денотативные и явные мотивы);
неформирующие стереотипы (коннотативные, латентные).
Последняя группа мотивов настолько непредсказуемая, насколько разнообразен социально-экономический контекст, в котором они проявляются. В то время как первая группа мотивов может быть подвергнута стереотипизации, что позволяет разработать мероприятия по устранению негативных стереотипов, минимизации их последствий или созданию рекомендаций по использованию стереотипов, позволяющих достичь позитивных результатов.
Теория стигмации, разработанная Х.С. Беккером (1963 г.) и получившая дальнейшее развитие в работах Эрвина Гоффмана, интерпретирует стереотип как результат объединения восприятия и поведения в конкретных повторяющихся ситуациях. Авторы статьи разработали матрицу позитивных стереотипов взаимодействия партнеров в процессе принятия решения об участии в инвестировании (рис. 1), в основу которой были положены временной период инвестирования (долго- и краткосрочный) и вид поведения и восприятия (типичный, нетипичный).
Краткосрочный период |
Вид модели поведения: 5, 6* |
Вид модели поведения: 3 |
Долгосрочный период |
Вид модели поведения: 4, 2 |
Вид модели поведения: 1, 2 |
Типичное поведение и восприятие |
Нетипичное поведение и восприятие |
* Номера видов моделей поведения указаны в последующем тексте статьи
Рис. 1. Матрица стереотипов поведения партнеров в процессе принятия решения об участии в инвестиционном процессе
Виды моделей разработанной матрицы стереотипов поведения в рамках инвестиционного рынка могут быть следующими:
1) обращение к рационализму с целью достижения компромисса;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.