СТАТУСА ПРЕДПРИЯТИЯ
|
канд. экон. наук, доцент ХГЭУ
Известны разные подходы и к определению понятия, и к оценке конкурентного статуса предприятия либо фирмы (КСФ).
И. Ансофф [1] трактует понятие конкурентного статуса как позицию фирмы в конкуренции, как своеобразный измеритель положения фирмы на рынке.
Главной проблемой в определении КСФ становится проблема оценки степени достаточности развития стратегического потенциала фирмы и условий внешней среды для создания и поддержания на высоком уровне ее конкурентного преимущества.
Сложность рассматриваемой проблемы состоит в том, что по каждому элементу стратегического потенциала должны быть определены параметры ресурсов, которые могут обеспечить достижение целей фирмы в той или иной фазе (этапе) жизненного цикла конкурентных преимуществ предприятия или фирмы (КПФ). Например, необходимо определить, какие параметры оборудования, методы обработки информации, квалификация и специализация работников, характеристики помещений и т. п. позволят обеспечить фирме в фазе зрелости КПФ, реализовать конкурентоспособные идеи, выдвинутые персоналом фирмы в области производства и продвижения обновленного товара на рынок, чтобы предотвратить утрату конкурентного преимущества из-за усиления конкурентных позиций соперничающей фирмы. Аналогичные характеристики ресурсов нужно определить и по другим элементам стратегического потенциала.
И. Ансофф предлагает формулу для расчета показателя КСФ:
,
где IF — уровень стратегических капитальных вложений фирмы;
Ik — критическая точка объема капитальных вложений, находящаяся на границе прибылей и убытков и показывающая, что объем капитальных вложений ниже этой точки не приводит к получению дохода;
Io — точка оптимального объема капитальных вложений, после которой увеличение капитальных вложений приводит к снижению дохода;
SF, So — соответственно, действующая и "оптимальная" стратегия фирмы;
СF, Сo — соответственно, имеющиеся и оптимальные возможности фирмы.
Показатели SF/So и СF/Сo могут оцениваться, по мнению И. Ансоффа, как среднеарифметические балльные оценки (по шкале от 0 до 1) степени соответствия факторов действующей стратегии или имеющихся возможностей факторам оптимальной стратегии или оптимальным возможностям. Для определения факторов стратегий и факторов возможностей И. Ансоффом предлагаются наборы типовых факторов и характер их влияния на рост объемов производства и рентабельность фирмы.
Если КСФ = 1, то фирма сможет обеспечить себе исключительно сильный конкурентный статус и будет одной из самых эффективных. Если хотя бы один из показателей, составляющих КСФ, равен нулю, фирма не получит прибыли. Предлагаются следующие градации КСФ:
0 < КСФ £ 0,4 — слабая позиция;
0,5 < КСФ £ 0,7 — средняя позиция;
0,8 < КСФ £ 1,0 — сильная позиция.
Однако сложность этого метода при практическом использовании состоит в том, что значения таких факторов, как IF и Ik, трудно оценить, другие показатели (SF/So и СF/Сo) определяются как среднеарифметические балльные оценки, для нахождения которых нужно использовать экспертные методы, связанные также с определенными трудностями (подбором экспертных групп, выбором метода проведения экспертизы, степенью согласованности мнений экспертов, методами обработки экспертных оценок).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.