Модели поведения партнеров в процессе функционирования социального института инвестиционной деятельности. Удосконалення системи показників роботи залізничного транспорту в умовах його комерціалізації, страница 41

Рис. Матрица "маркетинг"

В случае, когда в подсистеме маркетинга определен вид кризисной ситуации "застой", предлагается применить такие мероприятия маркетинговой и техноло­ги­ческой реструктуризации, как увеличение доли рынка, иссле­до­вание и сегментация потребителей, продвижение товара и стимулирование продаж, пересмотр ассор­ти­ментной политики, улучшение качества продукции. В "неустойчивости" пересмат­ривается политика ценообразования, а при "катастрофе" — стратегия предприятия. На втором этапе комплексной экспресс-диагностики определяется состояние производственно-коммерческой подсистемы. Объемы как произведенной, так и реализованной продукции должны постоянно возрастать или сохранять динамику при снижении затрат. Если в этой подсистеме "неустойчивость", рекомендуются мероприятия по обеспечению ритмичности снабжения, культуры производства, пересмотр ассор­тиментной политики, обеспечение культуры организации. В случае "за­стоя" необходимо проведение маркетинговой, организационной и технологи­че­ской реструктуризации, основные мероприятия при этом: исследование рынка, разработка ценовой и сбытовой политики, стимулирование сбыта, улучшение качест­ва продукции, внедрение управленческого учета. Для проведения ре­структу­ризации при "катастрофе" предлагается использовать все мероприятия как марке­тинговой, так и технологической реструктуризации, используемых при "неустой­чивости" и "застое". Кризисные ситуации производственно-ком­мер­ческой, а также нижеследующих подсистем, представляются в виде матриц, аналогичных рисунку. На третьем этапе проводят экспресс-анализ подсистемы экономики предприятия. При "неустойчивости" внедряется метод каль­ку­ляции себестоимости "Директ-костинг", оптимизируется организационная и создается финансовая структура, сни­жаются административные издержки. При "застое" необходимо изменить ассор­ти­ментную политику, внедрить калькули­рование себестоимости по методу "Директ-костинг", управленческий учет, бюд­жетирование и повысить квалифика­цию кадров. При "катастрофе" предла­гается пересмотреть стратегию предприятия. Четвертый этап — экспресс-анализ подсистемы финансов предприятия. В случае "застоя" необходимо погашение краткосрочной задолженности и восполнение оборот­ных средств. При "неустойчивости", кроме вышеназванных мероприятий, необходимо про­вести уменьшение внеоборотных активов, а при "катастрофе" — применить сочетание названных выше мероприятий. Пятым этапом становится экспресс-анализ управления предприятием. При "неустойчивости" необходимо опти­ми­зи­ро­­вать организационную структуру, при "катастрофе" и "застое", кроме этого, — авто­матизировать управленческие функции и повысить квалификацию руководя­ще­го состава. При управлении реструктуризацией предприятий в кризис­ных ситуациях необходимо принимать во внимание тенденции и закономерности внешней среды.

Инструментом описанной выше методики экспресс-диагностики является диагностическая матрица "Кризисное поле", фрагмент которой представлен в табл. 2. В предложенной матрице учтена поэтапность проведения меро­приятий: в первую очередь их необходимо осуществлять в тех подсистемах, которые находятся в самом глубоком проявлении кризиса — "катастрофе", затем в про­ме­жуточном — "застое", и в последнюю очередь – в "неустой­чивости". Использование матрицы целесообразно не только в кризисном со­стоя­нии предприятия, но и при его эффективном функционировании в качест­ве системы параметров для мони­то­ринга деятельности предприятия, целью кото­рого является своевременное выяв­ле­ние отклонения этих показателей от норм и проведения оперативных анти­кризис­ных мероприятий для предотвра­ще­ния возможного кризиса.

Таким образом, результатом применения предлагаемой методики экспресс-диагностики становится выявление кризисных подсистем и основные направления по реструктуризации предприятия.