Рис. Матрица "маркетинг"
В случае, когда в подсистеме маркетинга определен вид кризисной ситуации "застой", предлагается применить такие мероприятия маркетинговой и технологической реструктуризации, как увеличение доли рынка, исследование и сегментация потребителей, продвижение товара и стимулирование продаж, пересмотр ассортиментной политики, улучшение качества продукции. В "неустойчивости" пересматривается политика ценообразования, а при "катастрофе" — стратегия предприятия. На втором этапе комплексной экспресс-диагностики определяется состояние производственно-коммерческой подсистемы. Объемы как произведенной, так и реализованной продукции должны постоянно возрастать или сохранять динамику при снижении затрат. Если в этой подсистеме "неустойчивость", рекомендуются мероприятия по обеспечению ритмичности снабжения, культуры производства, пересмотр ассортиментной политики, обеспечение культуры организации. В случае "застоя" необходимо проведение маркетинговой, организационной и технологической реструктуризации, основные мероприятия при этом: исследование рынка, разработка ценовой и сбытовой политики, стимулирование сбыта, улучшение качества продукции, внедрение управленческого учета. Для проведения реструктуризации при "катастрофе" предлагается использовать все мероприятия как маркетинговой, так и технологической реструктуризации, используемых при "неустойчивости" и "застое". Кризисные ситуации производственно-коммерческой, а также нижеследующих подсистем, представляются в виде матриц, аналогичных рисунку. На третьем этапе проводят экспресс-анализ подсистемы экономики предприятия. При "неустойчивости" внедряется метод калькуляции себестоимости "Директ-костинг", оптимизируется организационная и создается финансовая структура, снижаются административные издержки. При "застое" необходимо изменить ассортиментную политику, внедрить калькулирование себестоимости по методу "Директ-костинг", управленческий учет, бюджетирование и повысить квалификацию кадров. При "катастрофе" предлагается пересмотреть стратегию предприятия. Четвертый этап — экспресс-анализ подсистемы финансов предприятия. В случае "застоя" необходимо погашение краткосрочной задолженности и восполнение оборотных средств. При "неустойчивости", кроме вышеназванных мероприятий, необходимо провести уменьшение внеоборотных активов, а при "катастрофе" — применить сочетание названных выше мероприятий. Пятым этапом становится экспресс-анализ управления предприятием. При "неустойчивости" необходимо оптимизировать организационную структуру, при "катастрофе" и "застое", кроме этого, — автоматизировать управленческие функции и повысить квалификацию руководящего состава. При управлении реструктуризацией предприятий в кризисных ситуациях необходимо принимать во внимание тенденции и закономерности внешней среды.
Инструментом описанной выше методики экспресс-диагностики является диагностическая матрица "Кризисное поле", фрагмент которой представлен в табл. 2. В предложенной матрице учтена поэтапность проведения мероприятий: в первую очередь их необходимо осуществлять в тех подсистемах, которые находятся в самом глубоком проявлении кризиса — "катастрофе", затем в промежуточном — "застое", и в последнюю очередь – в "неустойчивости". Использование матрицы целесообразно не только в кризисном состоянии предприятия, но и при его эффективном функционировании в качестве системы параметров для мониторинга деятельности предприятия, целью которого является своевременное выявление отклонения этих показателей от норм и проведения оперативных антикризисных мероприятий для предотвращения возможного кризиса.
Таким образом, результатом применения предлагаемой методики экспресс-диагностики становится выявление кризисных подсистем и основные направления по реструктуризации предприятия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.