Под качеством продукции принято понимать соответствие характеристик продукции принятым стандартам. Отсюда качеством процесса можно считать способность технологической линии предприятия обеспечить приемлемое качество продукции. Исходя из содержания понятий качества продукции и процесса, следует остановиться на стандартах качества, которым должны соответствовать как продукция, так и процесс. Несмотря на то, что внутренние стандарты предприятия могут быть более жесткими, чем внешние, продукция предприятия получит мировое признание только в случае успешной сертификации в соответствии с международными стандартами. Общепринятыми международными стандартами являются TQM (тотальное управление качеством) и стандарты Международной организации по стандартизации (серия ISO).
В 2000 году Международной организацией по стандартизации были пересмотрены стандарты серии ISO 9000 [2, с. 26]. В результате 3 основных стандарта (9001:1994, 9002:1994, 9003:1994) были объединены в стандарт ISO 9001:2000. Также был разработан стандарт ISO 9004 "Системы управления качеством — руководство по совершенствованию". До разработки новой системы управления качеством адаптируемость к изменениям и удовлетворенность потребителя достигались путем использования других подходов, основанных в первую очередь на TQM. В основу обновленной системы ISO 9000:2000 положены 8 основополагающих принципов, которые перекликаются с принципами TQM и призваны гарантировать достижение организацией постоянного успеха: ориентацию на клиента, принцип лидерства, принцип участия и вовлеченности персонала, подход с позиции процесса, системный подход к управлению, непрерывное совершенствование, анализ фактов и информации, взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Чтобы достичь соответствия качества продукции и процессов предприятия принятым стандартам, необходимо в полной мере владеть методиками контроля качества. Методы контроля качества можно разделить на две группы — методы технические и статистические. Под техническими методами понимаются фактические приемы осуществления процедуры выявления соответствия характеристик продукта или процесса заданным стандартам. Статистические методы подразумевают определение на основе результатов технического контроля пригодности материалов, продукции, производственного процесса для дальнейшего использования или функционирования.
Наиболее простым статистическим методом контроля качества является приемочный контроль. Он осуществляется с целью определения процента продукции, соответствующей спецификации. Такой контроль производится путем оценки выборок из партии продукции (сырья). Вывод о пригодности партии продукции (сырья) осуществляется достаточно просто. Если количество дефектных деталей в выборке превышает допустимые размеры, вся партия считается бракованной. Если число дефектных деталей в выборке менее допустимого значения, вся партия считается годной. Недостатком такого контроля является вероятность отбраковывания качественных деталей вместе с некачественными и приемки бракованных деталей с качественными.
Более прогрессивным статистическим методом контроля качества является применение так называемых контрольных карт. Этот способ контроля применим как к изделию, так и к процессу. Контрольные карты представляют собой диаграммы изменчивости выборочных значений параметров продукции в выборке заданного объема с нанесенными на них заданными значениями. Если наблюдается тенденция выхода выборочных значений из заданных пределов, считается, что процесс вышел из-под контроля, и предпринимаются необходимые действия для того, чтобы найти причину его разладки. В компьютерном варианте контрольных карт наиболее часто встречается ситуация, когда на экране находятся две карты, одна из них называется Х-картой, а другая — R-картой. В обеих контрольных картах по горизонтальной оси откладываются номера соответствующих выборок; по вертикальной оси в случае X-карты отложены выборочные средние исследуемых характеристик, а в случае R-карты — размахи соответствующих выборок. Центральная линия на X-карте соответствует размеру, используемому в качестве стандарта, в то время как центральная линия R-карты соответствует приемлемому размаху размеров детали в выборках; таким образом, последняя контрольная карта представляет собой карту изменчивости процесса. Кроме центральной линии, на карте обычно присутствуют две дополнительные горизонтальные прямые, обозначающие верхний и нижний контрольные пределы, которые в общем случае определяются по правилу "трех сигм". Обычно нанесенные на карты отдельные точки соответствуют выборочным значениям и соединяются прямыми линиями. Если результирующая кривая на графике выходит за верхний или нижний контрольный предел или ее конфигурация выражает определенную тенденцию поведения для следующих друг за другом выборок, то это рассматривается как указание на существование проблем с качеством.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.