в) предварительная оценка величины трансформационного мероприятия и его сложности;
г) предварительная оценка трудоемкости, средств и времени реализации трансформационного мероприятия.
Следовательно, если взять за основу базовую модель школы стратегического планирования, то в предложенной нами модели (см. рис. 1) для целей стратегического планирования трансформационных процессов фаза инициирования трансформационного мероприятия может быть отнесена к первому шагу стратегического планирования или, иными словами, стадии постановки задач.
На стадии постановки задач нами рекомендуется выбрать (разработать) методику трансформационного мероприятия и ту технологию, соответственно которой будет осуществляться данное мероприятие. Кроме того, на этой стадии следует выполнить предпроектные организационные работы, то есть определить роли тех лиц, которые отвечают за реализацию трансформационного мероприятия, а также тех лиц, которые принимают решения, связанные с трансформационным проектом; создать программно-целевой орган (например координационный комитет), который будет готовить рекомендации для лиц, принимающих трансформационные решения. В результате выполнения работ данной фазы подготавливается видение и эскиз трансформационного мероприятия, в котором должны содержаться оценочные (укрупненные, приблизительные) ответы на вопросы тех лиц, которые принимают решения, связанные с трансформационным проектом. В случае одобрения эскиза трансформационного мероприятия нами рекомендуется перейти к реализации следующих шагов стратегического планирования трансформационного мероприятия. Таким образом, правомерным следует считать положение о том, что результаты, выводы и решения, полученные на первой фазе (инициирования трансформационного мероприятия), являются проектными предпосылками трансформационного мероприятия. От решений, принятых на этой фазе, во многом зависит успех всего трансформационного мероприятия.
Рис. 1. Модель стратегического планирования трансформационного мероприятия
Главным элементом аудита внешней среды организации в соответствии с основной моделью школы стратегического планирования является ряд прогнозов о ее будущем состоянии (Ackoff, 1983: 59) [3, с. 59], а в более поздние годы — разработка различного рода сценариев, в которых делались попытки спрогнозировать возможный ход развития событий в организации [1, с. 47]. Применительно к трансформационным мероприятиям нами рекомендуется осуществлять аудит внешней среды организации, используя иерархическую модель среды Бостонской консалтинговой группы, адаптированную к трансформационным процессам [4, с. 27], и схему ситуационного анализа организационно-управленческих трансформационных процессов [5, с. 69].
На стадии внутреннего аудита соответственно с плановым подходом необходимо осуществить оценку сильных и слабых сторон организации. Для целей стратегического планирования трансформационного мероприятия считаем целесообразным предположить, что внутренний аудит необходим для определения трансформационного потенциала организации, то есть меры готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной трансформационной цели, иными словами, меры готовности к реализации проекта или программы трансформационных стратегических изменений.
Оценку трансформационного потенциала можно осуществить, например, используя подход к оценке инновационного потенциала, в основе которого лежит схема ресурс (Р) — функция (Ф) — проект (П) [6, с. 319]. Задачи оценки трансформационного потенциала организации нами рекомендуется поставить в двух плоскостях: 1) частная оценка готовности организации к реализации одного трансформационного проекта; 2) интегральная оценка текущего состояния организации относительно всех или группы уже реализуемых трансформационных проектов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.