Модели поведения партнеров в процессе функционирования социального института инвестиционной деятельности. Удосконалення системи показників роботи залізничного транспорту в умовах його комерціалізації, страница 33

Наиболее острые проблемы повышения инвестиционной привлекательности предприятий и регионов в целом возникают в макроэкономической среде и разрешать их следует через либерализацию условий хозяйствования, создание свободных экономических зон и территорий приоритетного развития.

Анализируя влияние региональной экономики на формирование инвести­ционного климата, можно выделить две группы факторов, либо повышающих, либо снижающих инвестиционную привлекательность предприятий и региона в целом.

К числу благоприятных факторов, способствующих привлечению инвестиций, относятся: географическое положение региона, развитость транспортных комму­никаций, уровень заработной платы промышленного персонала и его квалифи­цированный уровень, спрос и предложение на товары и услуги, потребительского рынка, легкость доступа до материальных ресурсов, развитость инфраструктуры городов и населенных пунктов.

К числу депрессивных экономических факторов следует отнести: кризис платежей, неразвитость рынка финансовых услуг, низкую платежеспособность населения, несовершенство нормативной законодательной базы, кризис произ­водства, чрезмерное государственное регулирование экономики, рост внешнего долга и наличие бюджетного дефицита на уровне государства и регионов, высокий удельный вес теневой экономики.

Представленный перечень факторов влияющих на формирование инвести­ционного климата в регионе может быть расширен исходя из условий реализации инвестиционных проектов, учитывая особенности отраслей и предприятий, по­скольку путь к привлечению иноземного капитала лежит через отечественного товаропроизводителя.

Формирование инвестиционной привлекательности на региональном уровне неразрывно связано с оценкой состояния и прогнозирования развития инвести­ционного рынка, под которым понимается совокупность отдельных рынков как объектов реального и финансового инвестирования, в составе которых выделя­ются: рынок прямых капитальных вложений, рынок приватизируемых объектов, рынок объектов интеллектуальной собственности, рынок недвижимости, фондовый рынок, денежный рынок.

Данная классификация инвестиционного рынка позволяет более углубленно осуществлять анализ и прогнозирование его развития в разрезе отдельных сегментов, определять приоритетные объекты инвестирования в конкретном регионе Украины.

Состояние инвестиционного рынка в целом и отдельных составляющих его сегментов характеризуют такие его элементы, как спрос, предложение, цена и конкуренция. Причем степень активности инвестиционного рынка определяется путем изучения рыночной коньюктуры. В связи с циклическим развитием и постоянной изменчивостью инвестиционного рынка необходимо систематически изучать состояние его коньюктуры для формирования эффективной инвестицион­ной стратегии региона и принятия экономически обоснованных инвестиционных решений предприятия.

Макроэкономический аспект инвестиционной привлекательности регионов обычно связывается с равновесным состоянием рынка — капиталов, при котором достигается равенство спроса и предложения капитала. Спрос на капитал в форме инвестиций предъявляют действующие предприятия, которым капитал необходим для расширения и обновления производства, для реализации новых инвестицион­ных проектов. С ростом процентной ставки спрос на капитал падает, поскольку растут издержки по обслуживанию ссудного капитала. При уменьшении ставки спрос соответственно увеличивается.

Основным побудительным мотивом осуществления инвестиций является прибыль, точнее, ожидаемая рентабельность инвестиций. Если ожидаемая рента­бельность инвестиций выше ставки процента, то инвестиционный проект считается прибыльным. В противном случае издержки по инвестированию становятся выше прибыли, или если финансирование инвестиционного проекта предполагалось осуществлять из собственных средств, то при такой ставке процента инвестору становится выгодней ссужать собственные средства в другие проекты с более высокой нормой прибыли. Следовательно, процентная ставка выступает в роли экономического фильтра при отборе вариантов инвестиционных проектов.