Модели поведения партнеров в процессе функционирования социального института инвестиционной деятельности. Удосконалення системи показників роботи залізничного транспорту в умовах його комерціалізації, страница 80

Это становится особенно актуальным в условиях изменения характера и содер­жания общественного труда, связанного с переходом от преиму­щест­венно физи­ческого к преимущественно умственному труду на основе гло­бальной компью­теризации. В связи с этим ученый в области управления произ­водством П. Друкер указывает: “...перестройка управления сегодня должна быть направлена в первую очередь на то, чтобы предоставить управляющим такие информационные системы, которые будут поставлять им точные данные о состоянии производства, укажут пути повышения производительности тру­да работников высокого образовательного и квалификационного уров­ня...” [3, с.110].

Два разных предприятия могут иметь одинаковые структуры управ­ления и количество менеджеров, но результаты своей деятельности иметь разли­ча­ю­щиеся. Среди основных причин этого явления можно на­звать факторы совре­мен­ного раз­вития персонала предприятий, иссле­дованные в монографии "Мо­де­ли управления персоналом корпора­ции" [4]:

возросший абсолютный уровень необходимой производственной квали­фи­кации;

рост темпов устаревания знаний и навыков практически всех категорий пер­сонала, участвующих в бизнес-процессах предприятия;

потребность в сочетании широкого общего образования и узкой специа­ли­зации;

усложнение подготовки и переподготовки персонала;

наличие подготовки как непрерывного процесса совершенствования и пере­ква­ли­фикации ("permanent education" или "life-long education") для всех категорий работников;

становление учебных центров, создаваемых корпорациями, необходи­мы­ми элементами их системы развития;

зависимость эффективности деятельности менеджеров от наличия у них знаний в различных технических, естественных и гуманитарных дисциплинах;

участие предприятий в подготовке кадров, которое приводит к концент­ра­ции про­грамм вузов на фундаментальных дисциплинах, в то время как спе­циа­лизация осу­ще­ствляется учебными подразделениями предприятий, т.е. идет про­цесс раз­де­ления функций в подготовке персонала между учебными заведе­ниями и корпо­рациями.

Квалификационный и предпринимательский потенциал персонала пред­прия­тия и каждого его работника в отдельности представляет собой неощу­тимый ресурс, который не может быть воспринят непосредственно в чувствен­ных ощу­ще­ниях. Он проявляется через результат деятельности предприятия. Такой ресурс создает добавочную стоимость в процессе производства через более эффективные решения, через более производительный труд и является, таким образом, неощу­тимым активом, который может быть отнесен к классу нематериальных активов.

Рассмотрим соответствие характеристик актива "квали­фика­цион­ный и пред­при­нима­тельский потенциал" требованиям П(С)БУ 8 к определению нематери­аль­ных активов.

Согласно П(С)БУ 8 нематериальный актив — это немонетарный актив, кото­рый не имеет материальной формы, может быть идентифицирован (отде­лен от пред­прия­тия) и содержится предприятием с целью использования более одного года (или одно­го операционного цикла, если он превышает один год) для произ­водства, торгов­ли, в административных целях или для предостав­ления в аренду другим лицам.

Актив "квалификационный и предпринимательский потенциал" не имеет мате­риальной формы. Он может быть идентифицирован (отделен от пред­прия­тия) в том смысле, что работник (или группа работников), явля­ющийся носите­лем квалифика­ционного и предпринимательского потенциала может быть уво­лен по собственному желанию или по решению адми­нист­рации. В этом случае работник остается с дан­ными качествами, а пред­приятие не имеет возмож­ности их исполь­зовать. Актив "ква­лификационный и предпринимательский по­тен­циал" на средне­срочном интерва­ле (больше чем один день и меньше чем несколько лет) по своей природе сходен с информационным ресурсом (акти­вом). Это проявляется в том, что он не изна­шива­ется на определенном интер­вале жизнедеятельности человека (из­нашивается сам человек — его тело, нервно-психическая энергия). Более того, ресурс "квалифи­ка­ци­онный и пред­при­нимательский потенциал" в про­цессе его активного исполь­зова­ния челове­ком в процессе трудовой дея­тельности может иметь тенденцию к росту.