Это становится особенно актуальным в условиях изменения характера и содержания общественного труда, связанного с переходом от преимущественно физического к преимущественно умственному труду на основе глобальной компьютеризации. В связи с этим ученый в области управления производством П. Друкер указывает: “...перестройка управления сегодня должна быть направлена в первую очередь на то, чтобы предоставить управляющим такие информационные системы, которые будут поставлять им точные данные о состоянии производства, укажут пути повышения производительности труда работников высокого образовательного и квалификационного уровня...” [3, с.110].
Два разных предприятия могут иметь одинаковые структуры управления и количество менеджеров, но результаты своей деятельности иметь различающиеся. Среди основных причин этого явления можно назвать факторы современного развития персонала предприятий, исследованные в монографии "Модели управления персоналом корпорации" [4]:
возросший абсолютный уровень необходимой производственной квалификации;
рост темпов устаревания знаний и навыков практически всех категорий персонала, участвующих в бизнес-процессах предприятия;
потребность в сочетании широкого общего образования и узкой специализации;
усложнение подготовки и переподготовки персонала;
наличие подготовки как непрерывного процесса совершенствования и переквалификации ("permanent education" или "life-long education") для всех категорий работников;
становление учебных центров, создаваемых корпорациями, необходимыми элементами их системы развития;
зависимость эффективности деятельности менеджеров от наличия у них знаний в различных технических, естественных и гуманитарных дисциплинах;
участие предприятий в подготовке кадров, которое приводит к концентрации программ вузов на фундаментальных дисциплинах, в то время как специализация осуществляется учебными подразделениями предприятий, т.е. идет процесс разделения функций в подготовке персонала между учебными заведениями и корпорациями.
Квалификационный и предпринимательский потенциал персонала предприятия и каждого его работника в отдельности представляет собой неощутимый ресурс, который не может быть воспринят непосредственно в чувственных ощущениях. Он проявляется через результат деятельности предприятия. Такой ресурс создает добавочную стоимость в процессе производства через более эффективные решения, через более производительный труд и является, таким образом, неощутимым активом, который может быть отнесен к классу нематериальных активов.
Рассмотрим соответствие характеристик актива "квалификационный и предпринимательский потенциал" требованиям П(С)БУ 8 к определению нематериальных активов.
Согласно П(С)БУ 8 нематериальный актив — это немонетарный актив, который не имеет материальной формы, может быть идентифицирован (отделен от предприятия) и содержится предприятием с целью использования более одного года (или одного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях или для предоставления в аренду другим лицам.
Актив "квалификационный и предпринимательский потенциал" не имеет материальной формы. Он может быть идентифицирован (отделен от предприятия) в том смысле, что работник (или группа работников), являющийся носителем квалификационного и предпринимательского потенциала может быть уволен по собственному желанию или по решению администрации. В этом случае работник остается с данными качествами, а предприятие не имеет возможности их использовать. Актив "квалификационный и предпринимательский потенциал" на среднесрочном интервале (больше чем один день и меньше чем несколько лет) по своей природе сходен с информационным ресурсом (активом). Это проявляется в том, что он не изнашивается на определенном интервале жизнедеятельности человека (изнашивается сам человек — его тело, нервно-психическая энергия). Более того, ресурс "квалификационный и предпринимательский потенциал" в процессе его активного использования человеком в процессе трудовой деятельности может иметь тенденцию к росту.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.