Модели поведения партнеров в процессе функционирования социального института инвестиционной деятельности. Удосконалення системи показників роботи залізничного транспорту в умовах його комерціалізації, страница 85

Глобальная судьба Украины будет зависеть от ее способности найти новую модель развития, модель глобального интегрирования. Национальная стратегия развития, носящая традиционный индустриальный характер, становится не только неприемлемой, но даже чрезвычайно опасной. При нынешнем отсутствии нацио­наль­ной стратегии развития все попытки интеграции в европейские и глобальные структуры являются явно безуспешными и даже разрушительными [3].

Вопрос об интеграции — это, прежде всего, вопрос о том, какая экономи­ческая система будет выстроена в стране. Новая система управления экономикой требует перехода от системы, развитие которой базируется на богатых природных ресурсах и на избытке рабочей силы, к системе перехода на фундаментально новую основу в виде научно-технического прогресса. Основным должно стать укреп­­ление регулирующей функции государства, которая обеспечила бы оптималь­ное взаимодействие и рацио­нальное использование государственных и рыночных механизмов регулирования мак­ро- и микроэкономических процессов развития народ­ного хозяйства. Государст­вен­ному регу­лированию подлежат такие процессы, как реформирование собственности, привати­за­ция и ее инвестиционная направ­лен­ность; создание эффективной системы защиты интеллектуальной собствен­ности и предпринимательской деятельности; фор­ми­рование высококвалифици­ро­ванных рабочих и научно-технических работников, кото­рые явля­ют­ся основной движущей силой в осуществлении инновационной модели раз­вития эко­но­мики. Недостаток доступа к мировому рынку развивающихся стран крепко привязывает их к научно-технологическому потенциалу стран-лидеров, которые акку­мулируют большую долю технологической ренты мира. На эту долю приходится более 80% тор­говли высокими технологиями. Эти страны контролируют свыше 90% вывоза капитала. Уровень научно-технического прогресса является одним из основных крите­ри­ев экономического могущества государства. В современных условиях его зна­че­ние уси­ливается необходимостью решения важных задач, связанных с интег­рацией на но­вой основе, заложенной технологическим прогрессом и информа­цион­ной рево­люцией [4].

Без обеспечения защиты национальной экономики от деструктивных внеш­них влияний и взвешенного, научно обоснованного подхода к ее открытости Украи­на может стать сырьевым придатком развитых стран и будет отодвинута на за­дворки циви­ли­зации. Стать активным строителем системы глобальной экономи­ческой безопасности, своевременно и гибко реагировать на глобальные вызовы и занять достойное место в международном распределении труда Украина сможет лишь в случае создания системы гарантирования собственной экономической безопасности. Проблема обеспе­чения экономической безопасности Украины ста­новится все более важной, и госу­дарство должно принимать адекватные меры для создания защиты от возможных угроз. Можно выделить такие виды угроз экономи­ческой безопасности в системе глобальных интеграционных процессов [5]:

экономическое разбалансирование — определенное разбалансирование в эко­номическом развитии регионов, являющееся источником напряженности в государстве;

финансовая экономическая экспансия осуществляется за счет использования финансовых ресурсов;

трудовая экономическая экспансия — предполагает создание зависимости экономики от использования рабочей силы другой страны;

товарная экономическая экспансия — означает заполнение внутренних рын­ков страны товарами другого государства, особенно когда отсутствует альтерна­тива (как это происходит с обеспечением Украины энергоносителями);

финансовые кризисы — кризисы, которые создаются искусственно путем выку­па акций крупнейших компаний, а потом одномоментного выброса их в про­дажу по низким ценам или скупки значительного количества национальной валюты, что резко снижает ее курс.

В настоящее время угрозы экономической безопасности по всем основным пара­метрам переступили за критическую грань. Поэтому управление экономи­че­ской безо­пас­ностью должно способствовать не только выходу из экономического кризиса, но и национальному экономическому росту, созданию надежной системы ее жизнедеятель­ности и развития, способности адаптироваться в новых экономи­ческих условиях.