Изменение стратегических целей диверсификации за период с 1960 по 2000 г. и характера внутрифирменных критериев эффективности может в определенной степени объяснить, почему исследования, проводившиеся в разное время на одних и тех же предприятиях, давали разные результаты.
Большое влияние на результаты оказывает и выбор обследуемых объектов, в частности, их месторасположение. Так, многие выводы, полученные на базе обследований диверсифицированных фирм США, имеют более высокую статистическую значимость, чем выводы, полученные на материалах английских и германских компаний. Помимо этого, конгломераты (то есть компании, осуществляющие проникновение в области, слабо связанные с их профилем) согласно обследованиям американских фирм, имеют высокую эффективность, а в Великобритании и Германии — низкую [1, с. 80].
Характерные для начальных этапов исследований чрезмерно завышенные оценки продуктивности диверсификации как средства повышения общей эффективности работы компаний сменились более реалистичными представлениями о наличии сложной системы факторов и условий, определяющих эффективность деятельности фирм. Тщательно спланированные многофакторные статистические исследования показали, что не более 20% изменений в эффективности могут быть объяснены непосредственно диверсификацией [1, с. 81]. Также установлено, что исключительно за счет диверсификации происходит лишь 5-8% вариаций одного из основных показателей эффективности — прибыли на вложенный капитал [1, с. 81]. Отсюда следует, что диверсификацию нельзя признать главным фактором, определяющим эффективность деятельности предприятий. Поэтому комплексная оценка привлекательности диверсификации деятельности промышленных предприятий должна производиться по многим направлениям.
Основной задачей здесь является оценка каждого предприятия в портфеле корпорации: насколько оно преуспевает в своем виде деятельности и сможет ли стать более сильным конкурентом на рынке. Оценка сильных сторон каждого предприятия и конкурентной позиции в его производстве не только обнаруживает его шансы на успех, но также позволяет провести сравнительный анализ предприятий и определить, какое из них является самым сильным, а какое — самым слабым. Оценка конкурентоспособности дочерних предприятий компании должна быть основана на таких факторах, как:
1) относительная рыночная доля — предприятия с большей долей рынка, естественно, имеют большее конкурентное преимущество, чем те предприятия, рыночные доли которых меньше. Относительная рыночная доля определяется как отношение его рыночной доли к рыночной доле самого крупного конкурента фирмы в данном производстве, причем рыночная доля измеряется в объемных единицах, а не в денежных;
2) способность к ценовой конкуренции — предприятия, имеющие ценовое преимущество, занимают более сильные позиции в своих видах деятельности, чем предприятия, которые борются за достижение ценового паритета с главными соперниками;
3) способность соответствовать конкурентам по производству по качеству и сервису — конкурентоспособность компании зависит от способности удовлетворять ожидания покупателя касательно внешнего вида, изготовления, надежности, сервиса и других атрибутов;
4) использование переговоров с ключевыми поставщиками и клиентами в качестве рычага для достижения конкурентного преимущества;
5) технологические и инновационные способности — предприятия, узнаваемые по технологическому лидерству и оставившие след в инновациях, обычно являются сильными конкурентами в своей области;
6) насколько хорошо конкурентные активы и способности соответствуют ключевым факторам успеха производства — чем больше сильные стороны соответствуют ключевым факторам успеха производства, тем более сильной является конкурентная позиция;
7) признание торговой марки и репутация — известная марка почти всегда является ценным конкурентным капиталом;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.