Модели поведения партнеров в процессе функционирования социального института инвестиционной деятельности. Удосконалення системи показників роботи залізничного транспорту в умовах його комерціалізації, страница 84

Література: 1. Ярошенко С. Поєднання національних і регіональних інтересів у фінан­сово-кредитній сфері //Фінанси України. — 2000. — №9. — С. 44-48. 2. Трифонов С.В. Вико­ри­стання кредитних коштів місцевих фінансових органів //Фінанси України. — 2000. — №12. — С. 34-45. 3. Ларина Н.И. Смена парадигмы региональной политики //Регион: экономика и социология. — 2000. — №4. — С. 3-22. 4. Трофимов А. Кате­гория территориальности в социально-экономических проблемах современности //Ре­ги­он: проблемы и перспективы. — 1997. — №2. — С. 38-40. 5. Статистичний щорічник України за 1996 р. Держкомстат Украї­ни. /Під ред. О.Г. Осауленка. — К.: Українська енциклопедія, 1997. — 618 с. 6. Ukrainian-European Policy and Legal Advice Center. Ukrainian economic trends, Quarterly issue, December 2000.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ                    УДК 339.92

БЕЗОПАСНОСТЬЮ В СФЕРЕ ГЛОБАЛЬНЫХ

ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Гриневская С.Н.,

 
 


аспирант Института экономики

промышленности НАН Украины (г. Донецк)

Национальная стратегия развития Украины должна формироваться с полным учетом влияния факторов глобализации и глобальной интеграции, которые будут ока­зывать значительное влияние на процессы национального и регионального развития.

Для Украины проблемы выработки четких позиций по отношению к гло­баль­ным трансформациям и глобальной интеграции стоят остро. Если в течение ближай­ших 5-10 лет Украина не интегрируется в мировые и европейские поли­тические и эко­но­мические структуры, она исторической перспективы как независимое государство иметь не будет. Глобализация имеет как положительные, так и отрицательные сто­роны воз­дейст­вия на экономическую безопасность Украи­ны. К положительным можно отнести использование общечеловеческого опыта ведения хозяйства в современ­ной националь­ной экономике и либерализацию внеш­неэкономической деятель­ности Украины. Снятие ограничений на пути между­народ­ного движения товаров, услуг и факторов про­изводст­ва придает ускоряющий импульс процессу глобализации. За 2000 г. оборот внешней тор­говли товарами в Украине составил 25,4 млрд. дол. США и в сравнении с 1999 г. увеличился на 21,5%. При этом объем экспорта увеличился почти на четверть, импор­та — на 18,3%, что составило соответственно 13 млрд. и 12,4 млрд. долларов. Поло­жительное сальдо внешней торговли това­ра­ми составило 648,1 млн. дол. против отрицательного 26,5 млн. дол. в 1999 г. Внешне­торговые операции с товарами в 2000 г. Украина осуществляла с партнерами из 187 стран мира [1].

Мировой рынок служит источником удовлетворения многих жизненно важных потребностей его главных участников. Например, доля импорта в покрытии внут­рен­него спроса на минеральное топливо, нефть и продукты ее переработки, при­родный газ в 2000 г. составила 43% от общего его объема. Около 55% энергоноси­телей в Украине импортируется, при этом эффективность использования энергии очень низкая. Она приблизительно в шесть раз ниже, чем в странах с подобным уровнем доходов и еще ниже, чем в странах с развитой экономикой. Если в Германии энергоемкость ВВП составляет 0,19 кг условного топлива на доллар, то в Украине — 1,91 [2]. Такая однобокая зависимость от внешних поставок стратегиче­ского сырья и высокая энерго­емкость производства создает угрозу экономической безопасности Украины.

Глобальные экономические трансформации имеют и негативные стороны, так как они приводят к нарушению экономического равновесия. Процессы глоба­лизации деформируют экономические функции национальных государств, посколь­ку все большая сфера оказывается вне их регулирующего воздействия: контроль над национальной экономикой переходит от суверенных государств к другим субъектам, включая транснациональные корпорации, международные организации, интересы которых часто не совпадают с интересами страны, где они внедряются. Для Украины — это пример отношений с Международным валютным фондом и Мировым банком, получение кредитов у которых осуществляется на дискримина­цион­ных и неприемлемых условиях и может привести к углублению зависимости экономических преобразований в Украине и ее внешней и внутренней политики от международных кредитов, увеличению внешней задолженности Украины и необхо­димости привлечения значительных финансовых ресурсов для обслуживания этого долга, что ведет к полному банкротству государства, насаждению выгодного для международного финансового капитала правительства.