Доверие основывается на ожидании надежности, проявляемой в разных формах и на различных уровнях: макро, мезо и микро. Существует мнение, что для экономического взаимодействия доверие не является обязательной компонентой (его заменяют договоры, контракты) как результат определенного уровня согласованности на краткосрочный период, что позволяет участникам, партнерам действовать совместно, согласованно. Вряд ли подобное положение можно оспаривать, однако, когда существует определенная степень доверия, взаимодействие происходит более эффективно. Дальнейшее развитие отношений субъектов в процессе инвестирования во многом зависит от наличия или отсутствия чувства доверия друг к другу. Если отношения находятся на первой стадии своего развития, то используются вполне конкретные приемы формирования доверия. Три из них определены американским социологом и экономистом Джоном Коулменом:
1) обращение к большинству как доказательство правоты с намерением формирования доверия. В отношении к инвестиционной деятельности данный прием предполагает заключение контрактов и поиск партнеров на ярмарках, аукционах, торгах, биржах, что позволяет в условиях роста конкуренции снижать цены на продукцию и услуги, удерживая инвестиционные проекты в рамках сметы затрат;
2) "завышение ставок", то есть стремление продемонстрировать как уникальность факта, так и последствия его реализации. Используется в инвестиционной деятельности на монопольных рынках инвестиционных ресурсов и идей, когда признак высокой цены соответствует высокому качеству предмета контракта;
3) "сжигание мостов" — когда социальные акторы рискуют в процессе принятия решения, что соответствует инновационному типу поведения. В инвестировании данный прием используют венчурные капиталисты, финансируя инновационные проекты, характеризующиеся неопределенностью результата.
Предложенный Дж. Коулменом перечень приемов формирования доверия не является исчерпывающим, так как они предполагают четкое следование условиям контракта. Однако в трансформационных условиях развития сложно предположить все возможные изменения факторов внешней среды, поэтому партнеры вынуждены искать и применять новые приемы формирования доверия. В соответствии с признаком изменчивости внешней рыночной среды авторами статьи предложены следующие приемы:
оказание дополнительных услуг, не входящих в условия договора;
использование стратегии интерактивного вовлечения партнера — субъекта инвестиционного рынка;
косвенная реклама партнера в процессе проведения совместных акций;
неоднократность совместной деятельности на основе соблюдения динамичных условий контрактов;
предварительное предупреждение партнера о необходимости изменения условий контракта.
Доверительные отношения в инвестиционной деятельности должны основываться на понимании, признании равенства в профессионализме или признании авторитета, репутации более квалифицированного партнера. "Авторитет рассматривается как способность влиять на ценности других, авторитет личности или организации предполагает вероятность того, что другие люди последуют их примеру или совету" [2, с. 126]. Авторитет или хорошая репутация — это один из основных стимулов для взаимодействия субъектов инвестиционного рынка на основе перспективного стремления к достижению цели. Некоторые этапы совместной деятельности требуют использования различных принципов влияния по Роберту Чалдини: принципа последовательности, принципа благорасположения, принципа авторитета, принципа социального доказательства, принципа дефицита [3].
Названные выше принципы тем не менее могут быть разделены на две группы: обязательные на этапе доинвестиционной деятельности (такие, как принцип благорасположения, принцип авторитета) и желательные (такие, как принцип последовательности, принцип социального доказательства, принцип дефицита). Непредсказуемая совместимость принципов, например авторитета и дефицита или последовательности и непоследовательности, социального доказательства и дефицита, дает колоссальный успех в процессе построения имиджа и репутации анализируемого социального института. Такие комбинации всегда приводят к успеху взаимодействия с любым социальным институтом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.