Важным приоритетом для Украины является плодотворное сотрудничество с институтами, значительно влияющими на процессы глобализации. Эти положения отображены в Программе деятельности правительства "Реформи заради добробуту", которая была утверждена Верховной Радой. С одной стороны, Украина, став субъектом глобальной интеграции, значительно расширяет свои экономические возможности относительно использования и оптимальной комбинации различных ресурсов, в частности капитала, и всесторонне участвует в системе международного разделения труда, получает доступ к передовым производственным технологиям, системам менеджмента и маркетинга. С другой — глобальные процессы значительно обостряют конкурентную борьбу. Поэтому особенный акцент должен делаться на политике повышения конкурентоспособности национальной экономики. В соответствии с мировыми методиками критериями конкурентоспособности являются [4]:
открытость экономики — относительно внешней торговли, прямых иностранных инвестиций, финансовых потоков и т.д.;
компетенция правительства — общее бремя государственного потребления, фискальный дефицит, ставки государственных сбережений, ставки налогообложения, компетенция государственных служащих;
эффективность деятельности финансовых посредников;
технологии — использование новых технологий, компьютерной техники, способность экономики поглощать новые технологии;
качество менеджмента;
эффективность и конкурентоспособность рабочей силы;
институты — развитость правовых институтов, уровень коррумпированности и организованной преступности.
На основании этих критериев ежегодно определяется общий индекс конкурентоспособности для каждой из экономик мира. В последнее время первенство в мировых рейтингах конкурентоспособности держат Сингапур, Гонконг, Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Канада. Украина в этом списке занимает лишь пятьдесят четвертое место (Global Competitiveness Report, 1999). Повышение конкурентоспособности украинской экономики является насущной необходимостью. С этой целью надо проводить реформы в энергетическом и аграрном секторе, совершенствовать инвестиционную и инновационную политики, реформировать налоговую и бюджетную сферы. Особенное внимание правительство должно уделять институциональным и структурным преобразованиям, которые позволят либерализировать внешнеэкономическую деятельность. В частности, составление и реализацию двусторонних соглашений со странами — торговыми партнерами — в сфере взаимного определения соответственного уровня, расширения участия Украины в работе международных и европейских организаций по стандартизации и сертификации. Надо сокращать перечень товаров, которые попадают под действие индикативных цен, упрощать порядок транзита через Украину, пересмотреть регулятивные акты, которые относятся к внешнеэкономической деятельности.
Реализация перечисленных задач будет тем импульсом, который даст начало интеграции Украины в глобальные рынки капитала, товаров, услуг, рабочей силы, технологий. Одновременно это усилит эффективность сотрудничества и коммуникаций со стратегическими партнерами в рамках региональных соглашений. Нужно начать борьбу Украины за достижение экономического суверенитета в развитии технологического способа производства более конкретными средствами достижения поставленной цели, которой являются [6]:
приобретение за рубежом новейших лицензий на современные технологии, изделия и материалы, а также оперативное создание на их базе собственного производства;
обоснование оптимального количества государственных программ освоения новых видов конкурентоспособной продукции, включая проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, создание образцов конкурентоспособной промышленной продукции, строительство предприятий по массовому ее выпуску, удовлетворение за счет нее потребностей внутреннего рынка, оказание товаропроизводителям государственной помощи в проникновении на внешний рынок;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.