Модели поведения партнеров в процессе функционирования социального института инвестиционной деятельности. Удосконалення системи показників роботи залізничного транспорту в умовах його комерціалізації, страница 40

КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Истомина Т.А.,

 


аспирант ХГЭУ

При реструктуризации предприятия важно применять методику экспресс-диагностики, которая позволяет определить характер кризисных ситуаций основ­ных подсистем предприятия и разработать адекватные реструктуризационные меро­приятия.

Для создания такой методики экспертными методами была выявле­на систе­ма базовых параметров предприятия и их норм (табл. 1).

Таблица 1

Система базовых параметров для проведения экспресс-диагностики основных подсистем

Параметры

Норма

Подсистема

1

Индекс цены на продукцию, j (ц)

j (ц) £ 1

Маркетинг

2

Индекс рыночной доли, j (д)

j (д) ³ 1

3

Индекс объемов произведенной

продукции, j (п)

j (п) ³ 1

Производственно-коммерческая

4

Индекс объемов реализованной

продукции, (р)

j (р) > 1

5

Рентабельность продукции, Rp

Rp = 13%

Экономика

6

Рентабельность предприятия, Ra

Ra = 20%

7

Ликвидность предприятия, Ктл

Ктл ³ 2

Финансы

8

Финансовая устойчивость, Косс

Косс ³ 0,1

9

Количество подразделений, n

n = (9-13)

10

Доля руководителей в численности

предприятия, d

d = (20 –

– 25%)

11

Индекс ВВП, j (ввп)

j (ввп) > 1

Внешняя среда

12

Индекс инфляции, j (инфл)

j (инфл) £ 1

Параметры, представленные в таблице, вычисляются следующим образом:

    

  

 

где    Ц(п) — цена на продукцию диагностируемого предприятия;

Ц(р) — рыночная цена на аналогичную продукцию;

Д(о.п.) и Д(п.п.) — доля рынка отчетного и предшествующего периода соот­ветственно;

V(п)о.п., V(п)п.п. и V(р)о.п., V(р)п.п. — объемы произведенной и реализо­ванной продукции отчетного и предшествующего периода соответственно;

БП — балан­со­вая прибыль;

А — активы предприятия;

ТП — прибыль от текущей дея­тель­ности;

С — себестоимость;

Оа — оборотные активы;

КЗ — краткос­роч­ная задолженность;

КР — капитал и резервы;

ВА — внеоборотные активы;

(КР-ВА) — собственные оборотные средства;

V(инфл)о.п. и V(инфл)п.п. — инфляция и объем ВВП отчетного и предыду­ще­го периода соответственно.

Разработанная система базовых параметров используется для идентифи­ка­ции возможных состояний основных подсистем — "успех" или "кризис". При этом, "кризис" подсистем имеет следующие виды — "неустойчивость", "застой", "катаст­ро­фу". В состоянии "успех" базовые параметры подсистемы находятся в норме. В случае их отклонения — подсистема переходит в состояние "кризис", а виды "кризиса" – "неустойчивость" или "застой" — присваиваются при откл­онении одного из них. Подсистема находится в крайнем проявлении кризисной ситуации — "катастрофе", когда значения всех параметров негативные. Для определения рест­руктуризационных мероприятий в каждом из видов кризисных ситуаций, в основ­ных подсистемах (маркетинговой, произ­водственно-коммер­ческой, экономической, финансовой, управ­ле­нии) и внеш­ней среде анализи­руются возможные причины откло­нения пара­метров от норм. При этом исполь­зуется логическая цепочка "пара­метр — индикатор — проблема — возможные причины — вид кризисной ситуа­ции — основные направления реструкту­ри­зации".

На первом этапе комплексной экспресс-диагностики кризисных ситуаций определяется состояние подсистемы маркетинга. Принимая во внимание зако­ны рыночной экономики, доля предприятия на рынке должна увеличиваться, а цена на продукцию — не превышать сложив­шуюся на рынке (рисунок).