КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
| 
 | 
аспирант ХГЭУ
При реструктуризации предприятия важно применять методику экспресс-диагностики, которая позволяет определить характер кризисных ситуаций основных подсистем предприятия и разработать адекватные реструктуризационные мероприятия.
Для создания такой методики экспертными методами была выявлена система базовых параметров предприятия и их норм (табл. 1).
Таблица 1
Система базовых параметров для проведения экспресс-диагностики основных подсистем
| № | Параметры | Норма | Подсистема | 
| 1 | Индекс цены на продукцию, j (ц) | j (ц) £ 1 | Маркетинг | 
| 2 | Индекс рыночной доли, j (д) | j (д) ³ 1 | |
| 3 | Индекс объемов произведенной продукции, j (п) | j (п) ³ 1 | Производственно-коммерческая | 
| 4 | Индекс объемов реализованной продукции, (р) | j (р) > 1 | |
| 5 | Рентабельность продукции, Rp | Rp = 13% | Экономика | 
| 6 | Рентабельность предприятия, Ra | Ra = 20% | |
| 7 | Ликвидность предприятия, Ктл | Ктл ³ 2 | Финансы | 
| 8 | Финансовая устойчивость, Косс | Косс ³ 0,1 | |
| 9 | Количество подразделений, n | n = (9-13) | |
| 10 | Доля руководителей в численности предприятия, d | d = (20 – – 25%) | |
| 11 | Индекс ВВП, j (ввп) | j (ввп) > 1 | Внешняя среда | 
| 12 | Индекс инфляции, j (инфл) | j (инфл) £ 1 | 
Параметры, представленные в таблице, вычисляются следующим образом:
 
  
  
  
 

 
  
 
 
 

где Ц(п) — цена на продукцию диагностируемого предприятия;
Ц(р) — рыночная цена на аналогичную продукцию;
Д(о.п.) и Д(п.п.) — доля рынка отчетного и предшествующего периода соответственно;
V(п)о.п., V(п)п.п. и V(р)о.п., V(р)п.п. — объемы произведенной и реализованной продукции отчетного и предшествующего периода соответственно;
БП — балансовая прибыль;
А — активы предприятия;
ТП — прибыль от текущей деятельности;
С — себестоимость;
Оа — оборотные активы;
КЗ — краткосрочная задолженность;
КР — капитал и резервы;
ВА — внеоборотные активы;
(КР-ВА) — собственные оборотные средства;
V(инфл)о.п. и V(инфл)п.п. — инфляция и объем ВВП отчетного и предыдущего периода соответственно.
Разработанная система базовых параметров используется для идентификации возможных состояний основных подсистем — "успех" или "кризис". При этом, "кризис" подсистем имеет следующие виды — "неустойчивость", "застой", "катастрофу". В состоянии "успех" базовые параметры подсистемы находятся в норме. В случае их отклонения — подсистема переходит в состояние "кризис", а виды "кризиса" – "неустойчивость" или "застой" — присваиваются при отклонении одного из них. Подсистема находится в крайнем проявлении кризисной ситуации — "катастрофе", когда значения всех параметров негативные. Для определения реструктуризационных мероприятий в каждом из видов кризисных ситуаций, в основных подсистемах (маркетинговой, производственно-коммерческой, экономической, финансовой, управлении) и внешней среде анализируются возможные причины отклонения параметров от норм. При этом используется логическая цепочка "параметр — индикатор — проблема — возможные причины — вид кризисной ситуации — основные направления реструктуризации".
На первом этапе комплексной экспресс-диагностики кризисных ситуаций определяется состояние подсистемы маркетинга. Принимая во внимание законы рыночной экономики, доля предприятия на рынке должна увеличиваться, а цена на продукцию — не превышать сложившуюся на рынке (рисунок).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.