КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
|
аспирант ХГЭУ
При реструктуризации предприятия важно применять методику экспресс-диагностики, которая позволяет определить характер кризисных ситуаций основных подсистем предприятия и разработать адекватные реструктуризационные мероприятия.
Для создания такой методики экспертными методами была выявлена система базовых параметров предприятия и их норм (табл. 1).
Таблица 1
Система базовых параметров для проведения экспресс-диагностики основных подсистем
№ |
Параметры |
Норма |
Подсистема |
1 |
Индекс цены на продукцию, j (ц) |
j (ц) £ 1 |
Маркетинг |
2 |
Индекс рыночной доли, j (д) |
j (д) ³ 1 |
|
3 |
Индекс объемов произведенной продукции, j (п) |
j (п) ³ 1 |
Производственно-коммерческая |
4 |
Индекс объемов реализованной продукции, (р) |
j (р) > 1 |
|
5 |
Рентабельность продукции, Rp |
Rp = 13% |
Экономика |
6 |
Рентабельность предприятия, Ra |
Ra = 20% |
|
7 |
Ликвидность предприятия, Ктл |
Ктл ³ 2 |
Финансы |
8 |
Финансовая устойчивость, Косс |
Косс ³ 0,1 |
|
9 |
Количество подразделений, n |
n = (9-13) |
|
10 |
Доля руководителей в численности предприятия, d |
d = (20 – – 25%) |
|
11 |
Индекс ВВП, j (ввп) |
j (ввп) > 1 |
Внешняя среда |
12 |
Индекс инфляции, j (инфл) |
j (инфл) £ 1 |
Параметры, представленные в таблице, вычисляются следующим образом:
где Ц(п) — цена на продукцию диагностируемого предприятия;
Ц(р) — рыночная цена на аналогичную продукцию;
Д(о.п.) и Д(п.п.) — доля рынка отчетного и предшествующего периода соответственно;
V(п)о.п., V(п)п.п. и V(р)о.п., V(р)п.п. — объемы произведенной и реализованной продукции отчетного и предшествующего периода соответственно;
БП — балансовая прибыль;
А — активы предприятия;
ТП — прибыль от текущей деятельности;
С — себестоимость;
Оа — оборотные активы;
КЗ — краткосрочная задолженность;
КР — капитал и резервы;
ВА — внеоборотные активы;
(КР-ВА) — собственные оборотные средства;
V(инфл)о.п. и V(инфл)п.п. — инфляция и объем ВВП отчетного и предыдущего периода соответственно.
Разработанная система базовых параметров используется для идентификации возможных состояний основных подсистем — "успех" или "кризис". При этом, "кризис" подсистем имеет следующие виды — "неустойчивость", "застой", "катастрофу". В состоянии "успех" базовые параметры подсистемы находятся в норме. В случае их отклонения — подсистема переходит в состояние "кризис", а виды "кризиса" – "неустойчивость" или "застой" — присваиваются при отклонении одного из них. Подсистема находится в крайнем проявлении кризисной ситуации — "катастрофе", когда значения всех параметров негативные. Для определения реструктуризационных мероприятий в каждом из видов кризисных ситуаций, в основных подсистемах (маркетинговой, производственно-коммерческой, экономической, финансовой, управлении) и внешней среде анализируются возможные причины отклонения параметров от норм. При этом используется логическая цепочка "параметр — индикатор — проблема — возможные причины — вид кризисной ситуации — основные направления реструктуризации".
На первом этапе комплексной экспресс-диагностики кризисных ситуаций определяется состояние подсистемы маркетинга. Принимая во внимание законы рыночной экономики, доля предприятия на рынке должна увеличиваться, а цена на продукцию — не превышать сложившуюся на рынке (рисунок).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.