Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 99

Теперь само венчание смотрим. «Аще бо хотят в тожде венчатися, входят в храм со свечами возженными». Поется псалом: «Блаженны все боящиеся Господа». Псалом как раз подходит по содержанию к браку. «Труды плодов твоих снеся, блаженны все добро тебе будет, жена твоя яко лоза плодовитая в странах дому твоего». Поется псалом. Потом священник говорит – «Глаголет иерей поучительное слово: «Сказую им что из супружества»». После этого идут вопросы. Вопросы на самом деле большого значения не имеют. Но для католиков они имеют большое значение, потому что католики не различают брак как таинство и брак как просто божественный замысел о человеческом обществе, которое не обязательно бывает таинством. Католики говорят, что брак, таинство брака совершает не Церковь, то есть не церковное благословение имеет силу, а взаимное согласие супругов. То есть по большому счету для католического венчания не нужен священник, они просто должны друг другу сказать, что они согласны. И с католической точки зрения это считается тайносовершительной формулой брака. В Православии брак как общечеловеческая институция, для него Церковь действительно не нужна и это нормальный честный брак. Но таинственность брака заключается именно в том, что он благословлен Церковью, то есть к тому, что и так есть, дополнительно получается благодать. Брак получает новое церковное измерение. Совершителем таинства является Церковь, возглавляемая священником, проще говоря, священник, и в этом случае вопросы играют какую-то роль, но не очень важную, а у католиков это тайносовершительная формула.

Вопросы такие: «Имаши ли?» - «Имам, честный отче». «Не обещахся ли?» - «Не обещахся». И дальше невесте те же самые вопросы. И заключительный возглас. Обращаю ваше внимание, что венчание начинается с возгласа Литургии: «Благословенно Царство …». Только три службы начинаются возгласом Литургии: Венчание, Крещение и Миропомазание и Литургия. Иногда этот возглас встречается в других службах менее значительных, но эти три службы нам важны. Почему? Оказывается, что и здесь проявляется связь Крещения и брака с Евхаристией. Возглас Литургии в начале Крещения и Венчания наводит нас на мысль о том, что эти таинства связаны с Литургией. Мирная Ектенья с прошениями о браке, затем три молитвы. Давайте посмотрим, какая первая молитва (она тоже построена по двучастной структуре: то есть сначала перечисляются известные в Библейской истории спасения случаи хороших браков): «Боже пречистый, всея твари содетелю. Ребро праотца Адама из-за Твоего человеколюбия в жену преобразивый, благословивый ея рекий «Растися и множитеся и обладайте землею» (это ссылка на книгу Бытия, первую главу) и обою ею един уд показавый сопряжением: сего бо ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей и будут два в плоть едину. (кстати, это ссылка на заповедь Священного Писания) И яже Бог спряже, человек да не разрушает. Иже раба Твоего Авраама благословивый, и разверзый ложесна Саррина, и отца множества языков сотворивый. И иже Исаака Ревеце даровавый и рождество ея благословивый. Иже Иакова Рахиле сочетавый и из него два на десять патриархов показавый» - примеры браков из Священной истории Ветхого Завета – «Иже Иосифа Асенефу спрягий плод детотворения им Ефрема и Манасию даровавый». Теперь Новый Завет начался: «Иже Захарию и Елисавет приимый и Предтечу рождение им показавый. Иже от корене Иессеова по плоти израстивый Приснодеву (уже проводится параллель и о Христе Самом, хотя Пресвятая Богородице не состояла в браке, только в мнимом браке с Иосифом) и из нея воплотивыйся и родивыйся во спасение рода человеческого. Иже неизреченный Твой дар и многую благость пришедый в Канну галилейскую и тамошний брак благословивый, да явивши яко Твоя воля есть законное супружество и еже из него чадотворение». Это воспоминательная часть молитвы. После перечисления всего, что было в Священной истории, идет просительная часть: «Сам Владыко Пресвятый приими моление нас рабов Твоих якоже тамо и зде пришед невидимым Твоим предстательством благослови брак сей и подаждь рабом Твоим сим (имя рек и имя рек) живот мирен, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь, в союзе мира, семя долгожизненное от чад и благодать, неувядаемой славы венец. Сподоби я видети чада чадов, ложе ею ненаветно соблюди и даждь има от росы небесной свыше, от тука земнаго. Исполни домы их пшеницы, вина и елея и всякия благостыни, да преподают требующим даруя купно и сущим с нима вся яже ко спасению прошения». Дальше две других примерно такого же содержания. И после этого священник одевает венцы. Венцы символ, с одной стороны, царского достоинства – эти два человека, они как цари своим детям будут: высший авторитет для своих детей. С другой стороны, это ссылка на мученические венцы – брак это достаточно тяжелый подвиг и люди должны это осознавать. Священник говорит: «Венчается раб Божий …» и одевает венцы. И «Венчается раба Божия …». А затем трижды благословляет их, говоря: «Господи Боже наш славою и честию венчай я». Это считается центральным моментом таинства, хотя центральным было бы причащение, которого сейчас здесь нет. Должно быть два центральных момента – священническое благословение: «Господи Боже наш …» и венчание. Поется тайный прокимен: «Положил еси на главах их венцы». Читается Апостол Ефесянам, затем поется «Аллилуйя» и Евангелие от Иоанна. После этого как на Литургии идет ектенья: «Рцем вси …», молитва: «Господи Боже наш во спасительном Твоем смотрении, сподобивый в Кане галилейской честный показати брак Твоим пришествием. Сам ныне рабы Твоя …». Затем просительная ектенья. Весь этот порядок ектений напоминает порядок Литургии: Апостол, Евангелие, сугубая ектенья, молитва просительная (на Литургии порядок похожий – Апостол, Евангелие, сугубая ектенья, молитва после Великого входа. Затем поется «Отче наш», тоже как на Литургии. После «Отче наш» идет интересный момент: лик – «Аминь», священник: «Мир всем», лик: «И духови твоему», дьякон говорит: «Главы ваша Господеви приклоните», то есть должна быть главоприклоненная молитва, но она как бы пропущена, в этот момент до XVII в. как раз и совершалось причащение. В печатных старообрядческих изданиях XVIIв. после главоприклонной молитвы священник возглашает: «Преждеосвященная святая святым», выносит чашу с преждеосвященными Дарами и причащает жениха и невесту при пении причастного стиха: «Чашу спасения приимите». Это общее причащение реальность того, что они теперь едины во Христе. А затем только как запивка приносится общая чаша. Это, с одной стороны, запивка, чтобы после причастия запить. С другой стороны, общая чаша это символ того, что им придется пить общую чашу до дна, общую чашу всей жизни. Старообрядческий чин до сих пор содержит причащение в этом месте. Интересная особенность, что старообрядцы общую чашу делают стеклянной и когда ее выпивают до конца, ее разбивают об пол. Этим они показывают, что эту общую чашу только этим двум людям дано испить, это их общая чаша. Затем священник берет их за руки, и они обходят вокруг аналоя при пении тропарей. Тех же самых тропарей, которые были в чине рукоположения. В чин рукоположения они попадают как раз по аналогии с таинством брака. Как в браке два человека сочетаются друг с другом, так и в рукоположении ставленник сочетается со всей Церковью. Поется тропарь Божией Матери покровительнице людей от брака, тропарь мученикам и Христу. Затем священник снимает венцы с Жениха и невесты. «Возвеличися женише якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире, и делай в правде Заповеди Божия». «И ты невесто возвеличися якоже Сарра и возвеселися якоже Ревека, и умножися якоже Рахиль. Веселящися о своем муже, хранящи пределы закона. Зане тако благослови Бог». После этого идут две заключительные молитвы. Обычно такой блок: молитва, главоприклоненная молитва. Вы видите, молитва: «Боже, Боже наш пришедый в Кану Галилейскую», затем «Главы ваша Господеви приклоните» и молитва «Отец, Сын и Святой Дух». Набор из двух молитв (молитва плюс главоприклонная молитва) является стандартным для Византийских последований. В конце многих последований есть такой набор. Дальше идет отпуст. После этого еще раз идет такой блок молитва и главоприклонная молитва на разрешение венцов в восьмой день. Честно говоря, я не знаю таких случаев, чтобы венцы восемь дней не снимались. Может быть, Византийский император мог себе позволить восемь дней пировать в венцах (не снимая их). В этом случае эта молитва и главоприклонная молитва имеют смысл. Поэтому эти молитвы читаются сразу после отпуста или даже до отпуста.