Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 87

Согласно каноническому правилу (в первую очередь правилам Василия Великого) существует три чина приема. Именно Василий Великий формулирует правило о принятии в Церковь инославных христиан и еретиков. Он говорит, что есть три вида разделений. Первое правило Василия Великого: «Иное нарекли отцы ересью, иное – расколом, а иное самочинным соборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгшихся и в самой вере осудившихся. Раскольниками - отделившихся во мнении о некоторых предметах церковных, о вопросах, допускающих уврачевание, а самочинными соборищами – собрания, составляемые духовными пресвитерами или епископами и не наученным народом». Дальше он говорит, что одних нужно принимать через крещение, вторых через Миропомазание, третьих через покаяние. Это предписание Василия Великого на практике изменилось. Через Крещение сейчас принимаются все те христиане, которые крещены не во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, а в какое-то другое имя, те, кто не верует в Иисуса Христа как Сына Божия и Сына Человеческого, то есть не исповедует Христа Богочеловеком и те, кто не исповедует Святую Троицу. То есть те, кто на самом деле христианином не является. Таких крестят по обычному чину. К таким людям относятся унитариане (которые говорят, что Бог единый, а не Троица), иеговисты и всякого рода такие крайние еретики. Через миропомазание в России положено принимать всех протестантов, старообрядцев, несториан и армян, хотя несториане сами считают себя православными. Тех несториан, которые и сейчас сохранились (их не так уж много сохранилось) и которые, пока у них не было своей церкви, ходили в православные храмы: их почему-то принимают через миропомазание. Через покаяние по правилам нужно принимать, например, католиков или каких-то раскольников. При этом они принимаются не через обычное покаяние, а через специальный чин, он содержится в Дополнительном Требнике (в этом чине читаются специальные разрешительные молитвы, не обычные, а особые) – в Дополнительном требнике или в Третьем томе Требника содержаться чины принятия такого рода христиан – протестантов, католиков с соответствующими молитвами. Формально различие такое: через крещение принимаются не христиане (фактически, которые только по имени христиане), через миропомазание – христиане, утратившие апостольское преемство, например, протестанты. У них нет законной иерархии. Через покаяние те, кто сохранили законную иерархию. Но несториане и армяне тоже сохранили законную иерархию, почему же они принимаются через миропомазание. Здесь есть непоследовательность. Когда-то монофизитство или несторианство были весьма значительными ересями отступления от православия (в сравнительном масштабе), но теперь, например, католичество явно содержит в себе гораздо больше еретических учений, хотя и не является монофизитством. У меня вопрос: почему мы католиков принимаем через покаяние, а таких, в общем-то, близких к нам армян принимаем через миропомазание. Это вопрос сложный, и на самом деле ответа на него нет. Можно сказать, что греки принимают всех через миропомазание. Кроме того, даже через перекрещивание: на Афоне, например, даже католиков принимают через перекрещивание. И русские на практике католиков принимают тоже через миропомазание: формально через покаяние, а практически всегда через миропомазание. Потому что не всегда известно – миропомазан католик или нет: бывают католики без конфирмации совершенно (на конфирмацию надо отдельно приезжать и поэтому далеко не все католики конфирмованы). А у старообрядцев нет апостольской преемственности: у беспоповцев священства просто нет, а у поповцев – священство есть, но мы его не признаем законным священством. Мы признаем самих старообрядцев. Хотя в свое время на них наложили анафему – в 1967 году старые обряды предали анафеме, что было полной ошибкой, поскольку по старому обряду служили все святые XVI в. Эта анафема с самого начала не имела силы, но ее формально отменили в 71 году: все анафематствования со старообрядцев были сняты. При Патриархе Пимене все старые обряды признаны равночестными с нашими обрядами. На самом деле можно вообще служить по старому обряду, любой священник может начать служить по старому обряду, потому что все клятвы сняты. Но это не значит, что мы признаем старообрядческое священство: признали обряды, но не священство.

Вопрос о чине приема, достаточно сложный и до сих пор не решено: на каком основании одни принимаются так, а другие по-другому. То есть, как сложилось в течение истории, но теперь этот вопрос требует детального рассмотрения: на практике все, кроме совсем уже отступивших от веры принимаются через миропомазание. Католики крестят все-таки хотя и неправильно, но во имя Отца и Сына и Святаго Духа по Евангелию. Из-за чего сделан такой обычай: принимать не через крещение. Из-за того, чтобы не погрешить против Символа веры. Там сказано: «Верую во едино крещение». Если мы всех будем принимать через крещение, то значит, мы вообще не считаем их христианами. Чтобы такого не было, из принципа икономии (то есть Божественного домостроительства), чтобы хоть какой-то шанс оставить католикам, которые не переходят в православие, мы их принимаем без крещения, то есть признаем, что, по крайней мере, крещение их действительно.

Человека за его жизнь можно крестить один раз, если мы будем католиков перекрещивать, значит, мы будем явно свидетельствовать, что не признаем их крещения то есть считаем, крещение действительным. Церковь из принципа икономии говорит, что мы не можем утверждать что крещение католиков безблагодатное, поэтому мы их не перекрещиваем. А, например, старообрядцы всех перекрещивают: они требуют, чтобы было три погружения, а не обливание. На Афоне тоже всех перекрещивают и самое интересное, что некоторые афонские монахи перекрещивают даже и православных, если они были крещены без погружения. Афон это святое место, но далеко не все, кто там живет – святые.

Мы выяснили роль таинств в устроении Церковного организма, выяснили, что главным таинством является евхаристия. Мы говорили о таинстве вступления в Церковь – о таинстве Крещения и Миропомазания. Теперь будем говорить о таинстве священства.