Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 94

В XVII в. Петр Могила издает свой знаменитый Евхологий (1646г.) - это Требник Петра Могилы, в который он попытался собрать максимально большое число различных чинопоследований. Петр Могила в области догматики был полностью православен, но в области богословия таинств он был, по сути, католиком. Хотя Петр Могила прославлен как святой, но в богословии таинств он был под сильным влиянием католического богословия. Поэтому в этот Требник он вставил очень много ложных католических мнений: о тайносовершительной формуле, о том, что дары освящаются, в момент произнесения слов: «Приимите, ядите. Пейте от нея вси», о преждеосвященной Литургии, о таинстве брака. В том числе он вставил в свой Требник католическое учение о покаянии. С одной стороны это учение было использовано в качестве разрешительной формулы, а не молитвы, обращенной к Богу. Священник прощает грехи, потому что у него есть такая власть, но все же он молится Богу, чтоб Бог простил человеку грехи. Таковы наши древние чины покаяния, а у католиков, как и в других таинствах, священник в момент разрешения считается Христом и поэтому у них формула тоже от первого лица: «Я тебя прощаю и разрешаю …» или даже проще: «Прощаю тебя во имя Отца и Сына и Святаго Духа» - вот католическая форма разрешения. Эта католическая формула со временем попадает в некоторые греческие, а также украинские Требники и эту формулу печатает у себя Петр Могила. Что стало с другими разрешительными молитвами? Три другие молитвы он поместил подряд в чине покаяния. Молитва «Господи Боже наш Петрови и блудницы » осталась в чине причащения больного. Так получился более или менее современный чин, посмотрим его состав.

Начинается с обычного начала, читается пятидесятый Псалом (важный элемент для покаянного чина: сейчас его не всегда прочитывают). Далее идут покаянные тропари и сорок раз «Господи помилуй», посмотрите в Требник. И молитва: «Боже, Спасителю наш, иже пророком Твоим Нафаном покаявшемуся Давиду о своих согрешениях оставление даровавый. Сам и раба Твоего (имя рек) о них же содеях согрешениях приими обычным Твоим человеколюбием». Затем вторая молитва – та, которую, как я сказал, греки использовали в качестве разрешительной: «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго, Пастыре агнчий вземляй грехи мира. Сам Владыко ослаби, остави, прости» Вот эти три глагола – ослаби, остави, прости - встречаются в самой древней из всех разрешительных молитв таинства исповеди, молитве: «Ослаби, остави, прости Боже прегрешения наши». Наверное, вы знаете такую молитву. Тот, кто имеет дело с богослужением, знает эту молитву. Сейчас это просто одна из молитв, и к исповеди она не имеет отношения, но изначально это была молитва исповеди. Эти три глагола говорят об одном и том же, но как бы усиливают действие: Господь сначала ослабляет, потом оставляет, потом просто даже прощает грехи. В этой молитве в синодальных изданиях есть даже известная опечатка: смотрите, молитва начинается с обращения ко Христу: «Господи Иисусе Христе», а кончается: «Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу». В издании Требника, которое осуществлялось при Николае II, это место было исправлено: «Тебе славу воссылаем со Отцем и Святым Духом». Все Требники, изданные в последние годы перед революцией, были исправленные. Но потом опять стали печатать: «Отцу и Сыну и Святому Духу».

Затем начинается собственно исповедь. Сначала священник говорит некоторую краткую проповедь: «Се чадо (вот чадо) Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ни же убойся, да не скрыеши что от мене. Но не обинуйся (не оправдывайся), рцы вся елико соделал еси, да приимиши оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Се и иконы Его пред нами, аз же точию (я же только свидетель: свидетельствую все, что ты мне скажешь) елика речешь мене, (а если что от меня скроешь) аще ли что скрыеши от мене, сугуб (то есть вдвойне) грех имаши. Внемли убо понеже пришел еси бо во врачебницу, да не неисцелен отидеши (да не уйдешь неисцеленным)». Итак, вопрошает его про грехи: сначала о вере: «Рцы мне чадо, аще веруешь яко Церковь кафолическая апостольская?» «Верую» (обычно это «Верую» пропускается, понятно, что все нормальные люди, которые приходят сейчас на исповедь, все знают Символ веры). Затем говорит: «Рцы мне чадо, не был ли еси еретик или отступник?» Исповедующийся отвечает ему. Дальше идут разные другие грехи, вы уже сами прочитаете. Конечно, эту часть Требника никогда не делают по чину, просто человек называет свои грехи. Не обязательно все прочитывать по Требнику, здесь дан вариант для человека совершенно ничего не знающего. После того как священник все это спросил, он опять говорит краткое слово: «От сих всех отныне должен еси блюстися понеже во вторых крещением крещаешися по таинству христианскому». Я не знаю, как у вас делают во Владивостоке, читают или нет «Се чадо Христос невидимо стоит»? Да. А вот это читают: «От всех сих ныне должен еси блюстись»? Нет. Это тоже такое же слово, стоит и его читать, хотя бы иногда.