Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 84

В наше время чин Крещения и Миропомазывания чуть-чуть проще чем он был в Константинополе в Великую Субботу, то есть здесь погружение, псалом, облачение в одежду, молитва и сразу помазывание. В Константинополе было погружение, потом облачение, потом переходили в храм (в притвор) и помазывали, затем входили в храм по одному с пением псалма.

Смотрим чин Крещения дальше. «Все входят в храм, возглашается Псалом «Блаженни же оставиши беззакония …». Входя во врата алтаря, Патриарх трижды приклоняет колени. И вместе с ним восходят к кафедре двенадцать переоблаченных архиерея с одетыми на них омофорами (то есть происходит вход в алтарь). Когда же подойдут к амвону, спускается певец с амвона и с пением «Блаженни же оставиша беззакония» (31 Псалом) разоблачается и восходит на амвон и возглашает прочие стихи Псалма. А после того, как Патриарх и служащие войдут в алтарь, пение Псалма прекращается, и сразу начинается Литургия. Причем Литургия начинается с чтений: Мирная ектенья не произносится, и антифоны Литургии не поются. Вместо Трисвятого сразу поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». То же самое мы видим в нашем чине: после помазания поется трижды: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». То есть фактически с этого момента по нашему чину начинается крещальная Литургия. «Елицы …», потом чтения: «Господь просвещение мое» и Послание к Римлянам, где говорится о том, что Крещение это соумирание и совоскресение со Христом: умирание для греха и воскресение для новой жизни. Затем вместо «Аллилуйя» - «Воскресни Боже» в Великую Субботу и Евангелие от Матфея: «Светающе во едину от суббот». В Требнике то же самое Евангелие, только не с того момента как указанно в Типиконе Великой Церкви, а немножко позже. В Типиконе Великой Церкви указано 115-116 Зачала, а у нас только 116 (потому что 115 Зачало не для всякого Крещения подходит, а только для Великой Субботы: там говорится о событиях Великой Субботы). Дальше продолжается Литургия поется «Таинственная песнь», причастен. То есть дальше совершается Божественная Литургия. У нас же после Евангелия указана Сугубая ектенья, как на Литургии: Евангелие, Сугубая ектенья, потом отпуст. Куда же делась Литургия? Ведь мы же знаем, что Евхаристия это смысл самого совершения Крещения: Крещение совершается, чтобы человек мог причащаться. Евхаристия это венец всякого таинства. Оказывается, что в обычные дни Крещение в Византии совершалась чуть-чуть попроще, не так как в Великую Субботу – в самый главный крещальный день. А именно: Крещение и Миропомазание совершались сразу вместе в баптистерии, то есть не было Миропомазывания в храме. Затем все приходили в храм с пением 31 Псалма и с «Елицы во Христа крестистеся …» начиналась Литургия. Этот более простой чин часто встречается в славянских Требниках. После ектеньи говорится: «И абие совершается Божественная Литургия». Но, видимо, с распространением обычая крестить младенцев, которым все равно: будет Литургия или нет, все равно они не могут в ней участвовать – их можно причастить запасными дарами, Литургию сократили. А также вообще с умалением внимания к таинству Крещения в Церкви, которое часто воспринимается как частная треба. Что такое Крещение? В Церковь рождается новый член - это имеет отношение ко всем, кто входит в Церковь. Представьте, у вас есть семья, и вот в нее входит новый член: брат ли женится. Это событие. И странно, хотя бы не поинтересоваться на ком он женился. То же самое, Крещение: в Церковь вступает новый член, то есть появляется новый духовный родственник. Соответственно в древней Церкви Крещение было праздником для всей Церкви: все собирались, и совершалась Литургия. Но, когда Крещение превращается в частную требу, когда крещаемых становится настолько много, что невозможно за этим следить (Крещение становится частным делом семьи), видимо тогда исчезает практика совершать Литургию вслед за Крещением. Хотя ничто не мешает возродить эту традицию, можно просто совершать Крещение с утра, не после Литургии, а перед, и затем совершать обычную Литургию, или служить крещальную Литургию. Как, например, у нас в институте: один или два раза в месяц в специальном Крещальном храме совершают крещальную Литургию по древнему чину, когда Крещение соединено с Литургией. Будет Литургия или нет, в любом случае новокрещенного человека необходимо причастить желательно в тот же день или на другой день. Об этом говорится даже в молитве, которую мы уже читали перед Миропомазанием: «Даруй ему печать дара Святаго и Всесильного поклоняемого Твоего Духа и причащение Святаго Тела и честной Крови Христа Твоего». То есть пока человек не причастится, чин можно считать незавершившимся, таинство не завершилось. Это что касается причащения.

В Византии после Крещения на восьмой день младенцев опять приносили в храм, и совершалось омовение мира с головы. Читалась молитва на избавление от грехов, вторая молитва: «Владыко Господи Боже наш», главоприклонная молитва: «Одевыйся в Тебя Христа и Бога нашего» - это все вы видите в таблице, в чине восьмого дня. После этого его окропляли водой. В Требнике говорится: «Разрешают пояс отрочате и пелены, и, соединив края (соединив края пеленок), омочает их водою чистою, и кропит отроча, глаголя: «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси»». Омовение совершается не обязательно святой водой, можно омывать простой водой. У нас этот чин бывает сразу после Крещения, и омывают прямо святой водой (но в Требнике не говорится о святой воде, а говорится просто о чистой воде). Сначала окропляют водой, а затем отирают миро: «Взем губу новую, напоенную водой, протирают лице его со главою, и перси, и прочая, глаголя …». Знаки мира отираются. Чин, связанный с вступлением в Церковь в Византии на этом и заканчивается.