Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 83

Посмотрим теперь в Требник. По нашему Требнику помазывается миром на челе (на лбу), на чесах (на ноздрях), на устах, на двух ушах, персях (то есть на груди), на руках и ногах, глаголя: «Печать дара Духа Святаго, аминь». Так написано в современном Требнике. Старообрядцы кроме слов: «Печать дара Духа Святаго» прибавляют еще и разные формулы. Вчера мы сталкивались с формулами на разные части тела при помазывании их елеем перед Крещением, а старообрядцы прибавляют формулы и при помазывании Миром (у них на каждую из шести частей тел разные слова), и при этом говорят, что никонияне (так они называют православных) не истинное имеют Миропомазание, потому что слов этих не говорят. На самом деле в первоначальной византийской практике помазывался один раз лоб, и, при этом, говорились только слова: «Печать дара Духа Святаго, аминь». Так что в этом моменте, в том, что мы не прибавляем этих более поздних формул, мы как раз вернулись к более старой практике, чем старообрядцы. При этом, поскольку у нас помазываются многие части тела, святое миро может подвергнуться какому-то воздействию, оно может стереться одеждой или еще что-то может произойти, это сказывается на последней части чина. В Византии, после того как помазывалась голова, на голову ребенка одевался специальный чепчик, и он не снимался в течение восьми дней, так что помазывание миром не могло быть повреждено.

Несколько слов о том, откуда берется Миро. Миро это так же елей, оливковое масло, но в отличие от обычного елея, сваренный с вином и большим количеством душистых веществ (порядка пятидесяти). Миро имеет сильное благоухание, это благоухание символизирует благодать Святаго Духа. Так что если миро потеряет свой аромат, оно считается испортившимся, его, как, например, испортившуюся святую воду выливают в непопираемое место или в море или, в реку, или под престол, или в специальный колодец.

В каждой поместной Церкви миро варит предстоятель Церкви: в нашей Церкви – Патриарх. Варят миро во время страстной седмицы в специальных чанах, причем в нашей Церкви в Донском монастыре, в Москве. До революции Миро варили в трех местах: в Петербурге, в Москве и в Киеве. Сейчас я не знаю, в Киеве варят или нет: у них автономная Церковь. Миро варят на основе оливкового масла с добавлением вина и душистых компонентов в течение понедельника, вторника, среды Страстной Седмицы. Во все время варения мира священники круглосуточно по очереди читают Евангелие, совершается каждение, специальные молебны. В Великий Четверг, когда миро уже сварено и остыло, его приносят на патриаршую службу в кафедральный собор в Москве к Литургии. И на Литургии, во время Великого входа несут не только хлеб и вино для евхаристии, но и сосуд с уже освященным святым миром, оставшимся с прошлых лет и сосуды с новым святым миром. Эти сосуды поставляют вокруг престола и на престоле. Затем читаются молитвы на освящение мира, основное содержание которых прошение о том, чтобы Господь даровал этому миру ту же благодать, которая была дарована апостолам, чтобы помазывание этим миром было знаком невидимого помазывания Духом Святым в этот момент. Такое же помазывание, какое имели в Ветхом Завете пророки и цари, а потом в Новом Завете апостолы и все их приемники. И после того как молитвы прочитаны, Патриарх благословляет сосуды с освященным теперь уже миром и вливает во все эти сосуды понемножку старого мира. Таким образом во всем новом освященном мире всегда присутствует какая-то часть мира старого, которое по Преданию на у нас Руси восходит ко временам князя Владимира. Кроме того, считается, что миро у самого князя Владимира восходило к первым векам, к апостолам. То есть какая-то минимальная часть святого Мира всегда содержит то первое Миро. Этим подчеркивается идея апостольского преемства, что тот дар, который получили апостолы, сохраняется в нем. Конечно, апостольское преемство осуществляется не таким материальным способом, но этим оно явно выражается. Апостольское преемство выражается тем, что епископы рукополагают епископов и в результате этого получается непрерывная цепь хиротоний, и так же тем, что тот дар, который получили апостолы и который получают христиане при Миропомазывании, таким образом, символически сообщается все новому и новому миру (в него выливается старое). И потом это миро, которого делают весьма много, рассылается по епархиям. Обычно, когда в епархии кончается Миро (это может быть раз в год или раз в два года), представитель епархии приезжает в патриархию, и ему выдается Миро. Миро тоже святят не каждый год: мироварение достаточно утомительно, оно продолжается несколько дней. Обычно Миро святят раз в два или раз в три года. И на местах миро выдают благочинным, и оно рассылается по приходам. Таким образом, в любом приходе Русской Церкви Миро, получено, в конце концов, от Патриарха. В этом тоже выражается идея единства Церкви. Так что Церковь это не разрозненное сообщество, а единый организм, возглавляемый святейшим Патриархом. Каждая автономная автокефальная Церковь сама себе варит Миро (право варения Мира это признак автокефальности Церкви). Не автокефальная Церковь не имеет права варить себе Миро. Никакой архиерей, хотя он имеет такой же дар апостольского преемства, как и Патриарх (различие носит только административный характер, патриаршество не является никакой специальной степенью: есть только три священных степени – дьякон, священник и епископ), но с точки зрения канонов епископ не имеет права варить святое Миро. Потому что он не предстоятель Церкви. Понятно, что в каком-то крайнем случае, например, если какое-то стихийное бедствие, миро может сварить и архиерей. Когда патриаршества не было в России (у нас был официальный орган власти), и по поручению Синода миро варили Митрополиты Московский, Петербургский и Киевский. На самом деле Патриарх может благословить другого архиерея варить миро. Это не догматический вопрос, а вопрос единства Церкви, административно канонический.