Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 72

Затем в Требнике следует чин Крещения: освящение воды, освящение елея, помазание, погружение в воду со словами: «Крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». Сначала идет помазание со словами: «Благословен Бог, просвещая и освящая всякого человека», а затем Крещение с погружением в воду. Посмотрите, вверху написано - «Последование святаго Миропомазания», при этом никакого заголовка нет. Миропомазание от крещения на самом деле не отделено, только наверху страницы в Требнике указано, что началось миропомазание, при этом на самом деле не совсем ясно, где оно начинается. После Миропомазания читается Священное Писание: Апостол: «Братие елицы во Христа Иисуса крестихомся …» и Евангелие: «Во время оно едини на десять ученицы …», затем ектенья и на этом крещение заканчивается, и священник творит отпуст.

Далее написано: «И в восьмый день паки приносят его в церковь …» - то есть на восьмой день по крещении совершаются чины. Молитва чина омовения: «Избавление грехов, Владыко, Господи Боже наш одеевся в Тебя Христа и Бога нашего» и омовение со словами: «Крестился еси, оправдался еси». Затем молитва на пострижение власов: «Владыко Господи Боже наш …», другая молитва: «Господи Боже наш от исполнения …».

После этого идет чин «Крещения вкратце, страха ради смертного» – это ясно особый чин крещение вкратце.

Теперь посмотрим в таблицу. Из чего состоит Крещение?

Молитвы, связанные с Крещением в нашем Требнике

Схема чинопоследования

Примечания

Чин «восьмого дня»

Чин на сороковой день

Чинопоследование оглашения

1.Молитва еже сотворити оглашенного

2.Четыре «запрещения»

2.1. Два заклинания сатаны

2.2. Два обращения к Богу

3. Чин отречения от сатаны и сочетания со

     Христом

Отречение

3.1. Троекратное отречение

3.2. Троекратное подтверждение отречения

3.3. Дуновение и плюновение

Сочетание

3.4. Троекратное сочетание

3.5. Троекратное подтверждение сочетания

с чтением Символа веры

3.6. Повторное троекратное подтверждение

сочетания

3.7. Поклонение Богу

4. Молитва подготовительная ко Крещению

Священник дует на оглашаемого, знаменует его и возлагает на него руку

В конце четвертой молитвы священник дует на оглашаемого

Отрицаеши ли ся … Отрицаюся.

Отреклся ли еси … Отрекохся.

Сочетаваеши ли ся …Сочетаваюсь

Сочетался ли еси … Сочетахся. Веруеши ли

Верую во Единого Бога Отца Вседержителя ..

Сочетался ли еси …Сочетахся

И поклонися Ему. Поклоняюся …

Крещение и Миропомазание (Чинопоследование Просвещения)

1.  Приготовление Крещения

1.1.  Литургийный возглас

1.2.  Мирная ектенья с особыми прошениями

Тайная молитва священника о себе

1.3.   Освящение воды

1.4.  Освящение елея

1.5.  Помазание воды с пением Аллилуйя

2.  Крещение

2.1.  Помазание «елеем радования»

2.2.  Троекратное погружение

Псалом 31 (трижды)

2.3.  Облачение в «ризу правды» с пением тропаря Ризу мне подаждь светлу …

3.  Миропомазание

3.1.  Молитва

3.2.  Помазание св. миром

4.  Заключительная часть

4.1.  Шествие вокруг купели с пением

Елицы во Христа креститеся …

4.2.  Прокимен, Апостол

4.3.  Аллилуйя, Евангелие

4.4.  Сугубая ектенья

4.5.  Отпуст

Благословено Царство …

Дополнительные прошения ектении: о воде и крещаемом

3 молитвы

Крещальная формула: Крещается раб Божий..

Во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь.

Благодарение о Крещении; прошение о последующих Таинствах

Формула: Печать дара Духа Святаго. Аминь.

Трижды

Послание св. ап. Павла к Римлянам, зач.91

Евангелие от Матфея, зач. 116

Молитва «еже сотворити оглашенного», запрещения, чин отречения от сатаны и сочетания со Христом, затем само Крещение, Миропомазание, чтение Священного Писания и чины «восьмого дня» - омовение мира и пострижение волос. Такой достаточно большой комплекс чинов.

Поскольку мы пользуемся в богослужении византийской традицией, то на примере этой традиции посмотрим, откуда все это произошло. Чин Крещения подробно описан в древних византийских рукописных Евхологиях и в Типиконе Великой церкви. Давайте, прежде сравним этот сложный византийский чин Крещения с каким-нибудь более простым древним чином. Например, давайте сначала посмотрим Дидахи. В первую очередь, этот памятник содержит некоторые наставления о христианской жизни общего характера. Исследователи полагают, что это древние предкрещальные наставления. Далее следует сам текст о Крещении. «Что же касается Крещения, крестите так: наперед провозгласив все это (то есть содержание 1-6 глав), крестите в живой воде (то есть в проточной) «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Если же нет живой воды, крести в другой воде, если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». А перед Крещением крестящие и крещаемые должны поститься, также и некоторые другие, если могут. Крещаемому же в вере нужно поститься за день или за два». Крайне простой чин. Здесь не сказано о том, как совершается дарование дара Святаго Духа: то ли через возложение рук, то ли через помазание, то ли вообще считается, что уже само крещение содержит в себе дарование Святаго Духа. Здесь этого не говорится. Мы можем отметить, что, во-первых, крещение происходит «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», как это указано и в Евангелии от Матфея. И, кстати, современные протестанты говорят, что якобы в древней Церкви существовали два типа крещения, два вида: во имя Отца и Сына и Святаго Духа; и во имя Христа. Дело в том, что в Апостольских Посланиях, в Деяниях встречаются указания о том, что они были крещены во имя Иисуса Христа. Но на основании одного этого факта нельзя делать такой вывод. Как видите «Дидахи», памятник первого века уже содержит крещение «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» – это древнейшая церковная традиция и никаких доказательств того, чтобы крещение совершалось «во имя Иисуса Христа» нельзя найти. Но нужно иметь в виду, что существует современная теория о том, что якобы был и такой вариант.