Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 56

Мы видели, что в древних анафорах народ отвечает здесь окламацией: «Достойно и праведно». Почему же на византийской службе мы поем: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну …». Слова «поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельней» - слова из таинства Крещения. Здесь же они вставлены в связи с практикой тайного чтения молитвы. Поскольку молитва очень длинная, вы видите: до «Свят, свят, свят» очень большой текст, а священники читают эту молитву в полголоса (кстати, обращаю ваше внимание, что молитва анафоры должна читаться вслух, хотя может читаться в полголоса, про себя читать ее не позволительно), то хор поет это песнопение. Практика чтения тайных молитв возникла следующим образом. Святая София очень большой храм и старенький Патриарх не мог на весь храм возглашать молитву, из-за этого и возникла практика читать молитву во время пения хора или во время ектеньи диакона. Если бы был микрофон во времена Юстиниана, никакого тайного чтения молитв бы не было, но сейчас, конечно, уже все изменилось. Анафора, как главная молитва Литургии, должна читаться вслух.

2. Prefatio (префацио) (вступительная часть благодарение): «Славен Сый Владыко, Господи Боже Вседержителю поклоняемый! Достойно яко воистину, и праведно, и лепо великолепию святыни Твоея, Тебе хвалити, Тебе пети, Тебе благословити, Тебе кланятися, Тебе благодарити, Тебе славити единого воистину сущаго Бога, и Тебе приносити сердцем сокрушенным и духом смирения словесную сию службу нашу (развернутое обращение к Богу). Яко Ты еси даровавый нам познание Твоея истины. И кто доволен возглаголати силы Твоя слышаны сотворити вся хвалы Твоя, или поведати вся чудеса Твоя во всякое время. Владыко всех, Господи небесе и земли и всея твари, видимыя же и невидимыя (очень кратко упомянута тема сотворения). Владыко всея твари. (Очень кратко, она практически не слышна за этим развернутым богословским построением). Седяй на престоле славы и призирай бездны, Безначальне, Невидиме, Непостижиме, Неописане, Неизменне (это группа так называемых альфапривативных определений, первая буква у них будет «альфа» - «α»: Безначальный по-гречески «Α̉ναθως» («Анафос»). Они нас наводят на мысль об апофатическом богословии. Вы знакомы с этим термином, да? В наиболее красивых и сложных анафорах, таких как анафоры Василия Великого, Иоанна Златоуста, в префацио, как правило, встречается группа апофатических определений. У Василия Великого это - Безначальный, Невидимый, Непостижимый, Неописанный, Неизменный. А дальше от богословия Первого Лица Святой Троицы – Бога Отца Василий Великий очень плавно (заметьте плавность его мысли) переходит к богословию Сына Божия и говорит дальше об ипостасных свойствах Сына.

«Неизменне Отче Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя, упования нашего, иже есть образ Твоея благости, печать разнообразия, в себе показуя Тя Отца, Слово живое, Бог истинный, Превечная Премудрость, Живот, Освящение, Сила, Свет истинный». Развернутое описание ипостасных свойств Второго Лица Святой Троицы после очень плавного перехода, совершенно незаметного. А дальше такой же незаметный переход к описанию Третьего Лица Святой Троицы

«Свет истинный им же Дух Святый явися. Дух истины, сыноположения дарование, обручение будущего наследия, Начаток вечных благ, животворящая Сила, Источник освящения, от Него же вся тварь словесная же и умная укрепляема Тебе служить и Тебе присносущное возсылает славословие, яко всяческая работна Тебе». Префацио закончилось. Как можно кратко резюмировать содержание префацио Литургии Василия Великого? Это развернутое богословие ипостасных свойств Святой Троицы. У вас есть таблица сопоставления анафор? Посмотрите, что там записано в разделе Василия Великого о префацио? «Благодарение и развернутое прославление Бога Единого в Троице после подробного изложения и молитвенного описания троичного догмата». Это мы здесь и видим.

3. Далее идет presanctus (пресанктус) – вступление к санктусу: «Тебе бо хвалят ангели, архангели престоли, господствия, начала, власти, силы и многоочитии херувимы, Тебе предстоят окрест серафими, шесть крыл единому и, шесть крыл единому: и двема покрывают лица своя, двема же ноги и двема летающе, взывают един ко другому, непрестанными усты, немолчными славословеньми. Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще»

Обращаю ваше внимание, как плавно осуществляется у Василия переход от префацио к пресанктусу. Он говорит о том, что Духом Святым всякая тварь живет: «Дух Святой, от Него же вся тварь словесная же и умная укрепляема Тебе служит», и дальше продолжает про эту тварь как бы уже в связи с санктусом: «Мы Тебя благодарим, а еще Тебе поет тысяча ангелов». Видите как плавно сделан переход, очень красиво. И не грубо. Как-то совершенно без всякой связи. Здесь он красиво говорит, что Духом Святым ангелы существуют и вот эти самые ангелы многоочитии херувимы и серафими, они то, как раз «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» и говорят «Свят, свят, свят Господь Саваоф».

4. Вот sanctus (санктус): «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея …». В обычной полной западно-сирийской форме с прибавлением слов из Евангелия.