Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 102

Вопрос: А как в Ветхом Завете?

Ответ Ветхозаветный брак это отдельный вопрос. В самые первые времена как такового заключения брака не было. Вы читали, наверное, Исаак и Иаков просто выбирали себе жену, и все знали: приехал человек жениться, берет себе жену в этом племени, это и было равносильно современной регистрации в ЗАКСе: нормально заключенным браком по законам того общества. Потом, конечно, все это развилось, появились какие-то обряды. У современных евреев есть свои обряды: они тоже пьют общую чашу, ходят куда-то.

Если человек, совершивший прелюбодеяние, раскаивается, то его супруг может его простить и брак тогда считается полноценным. Но, если жена священника совершит прелюбодеяние, то он ее не может принять, или он должен оставить священный сан. То есть такой брак считается полноценным, но немного не до конца. Потому что в Писании говорится, что священник должен иметь от внешних (от тех людей, которые его окружают, не обязательно от верующих) доброе свидетельство. А о таком священнике уже непонятно какое свидетельство. Поэтому если священнику жена изменила, то он должен или развестись с нею и остаться навсегда безбрачным, или же снять с себя сан.

Вопрос: Если один из супругов не был никогда женат, а второй развелся, их могут повенчать?

Ответ: Да, их могут повенчать ради этого не женатого супруга даже первым браком. Но все равно ни один из супругов не может в этом случае принимать священный сан.

Вопрос: А благословение на брак?

Ответ: Благословение на брак – это из пастырской практики и к литургике не имеет никакого отношения. Если человек ходит долго к одному священнику, то тот его может благословить на брак. Но, в принципе, если человек не имеет своего духовника, а просто ходит на свой приход, то он сам решает за себя. Чина благословения никакого нет, есть только чин благословения родителей на брак: дети приходят просить благословение они их благословляют. В России в синодальную эпоху обязательно было делать помолвку. Что такое помолвка в синодальной России? За три воскресения до свадьбы, то есть фактически за месяц до свадьбы, священник должен был объявить громогласно, что через месяц будет свадьба. И тогда, во-первых, все начинали готовиться к свадьбе: подарки покупать, во-вторых, если были какие-то препятствия к свадьбе, то при тех средствах связи, которые существовали, люди могли за месяц это более или менее выяснить: человек не имел права венчаться сразу. Это помолвка. А сейчас некоторые батюшки любят устраивать помолвку, говоря: «Мы благословляем таких-то на брак». Но это не имеет в богослужебных книгах никакого основания. Если у вас есть духовник, вы к нему ходите, он может вас благословить на брак, вы можете это сделать публично, при всех. Если вы ходите в этот приход, вас все знают. Но это не обязательно.

Продолжим. Еще можно развестись, как пишет апостол Павел, если один из двух неверующих супругов становится верующим. И другой его настолько донимает, что он хочет развестись. В таком случае развод допускается. Апостол Павел пишет: «Если неверующий хочет развестись, то пусть разводится. Брат или сестра в таких случаях не связаны (то есть могут жениться)». При чем этот брак может считаться первым, поскольку они крестились и начали новую жизнь.

Вопрос: Когда перестали причащать на венчании?

Ответ: Я вам уже говорил, что в XVII в. причастие еще было, старообрядцы до сих пор причащаются. Более того, греки и сербы служат венчальную Литургию.

Вопрос: Венчание совершается только над совершеннолетними? Раньше не было помолвки с детства?

Ответ: Нет. В византийском церковном праве возраст невесты и жениха – 12, 14 лет соответственно. Но это в Византии, у нас попозже. Сейчас у нас нельзя венчать тогда, когда нельзя вступать в брак по гражданским законам, нельзя венчать не расписанных людей. Нельзя венчать брак, который не является таковым с государственной точки зрения. То есть можно венчать расписанных или тех, кто вот, вот распишется. Вступающие в брак должны свои отношения оформить.

6.6. Монашество

Чин малой схимы

Еще несколько слов о монашестве.

Уже сказано, что монашество не является священным саном. Это такой же обет как обет брака. В браке два человека дают обет быть верным друг другу. В монашестве человек дает обет быть верным Христу, отречься от мира. К чему сводится этот обед? К трем обещан6иям: монах дает обет безбрачия (не вступать никогда в брак), обет послушания своему старцу (заметьте, миряне такой обет не дают). Человек, с точки зрения права, обязан слушать своего епископа, а священника, к которому он будет ходить на исповедь, он выбирает себе сам. Он может решить, что священник будет его духовник, и он будет его слушаться, а может не решить так, может просто все время ходить к священнику на исповедь. Можно к разным священникам, правда есть совет, что духовную жизнь лучше вести у одного священника, но это совет, а обета как такового нет. А монах дает обет послушания своему старцу и здесь уже безусловное, безоговорочное послушание. И третий обет – обет нестяжательности: монах дает обет, что он не будет заниматься зарабатыванием денег для себя. И от этих обетов его никто не может разрешить. Мы выяснили, что из сана можно извергнуть, из монашества извергнуть нельзя. Человек дал обет и это его личная проблема. Монах дает обет перед лицом всех монахов того монастыря, куда он постригается. В нашем Требнике есть три чина пострижения. Сначала рясофор: монаха облачают в рясу и камилавку, то есть в одежду, но обета он пока не дает. Читается одна молитва и пострижение. Считается, что рясофор это еще не монашество, поскольку обетов человек еще не давал. И в принципе, хотя из рясофора не очень хорошо уходить, но можно еще уйти, поскольку обетов человек еще не принес. Человек, живущий в монастыре до принятия рясофораможет быть или трудником или послушником, послушник может в любой момент уйти.