Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 76

Теперь обратимся к классическому византийскому чину IX-X вв. Крещение может совершаться в любой день, в любой день можно крестить: запрещения крестить нет ни в какой день. Евхаристия же это праздник Церкви, и каноническое право не разрешает совершение Евхаристии в будние дни Великого Поста. В течение года бывают некоторые дни, когда совершение Евхаристии не положено: совершение Евхаристии слишком праздничное событие. А Крещение может быть во всякий день, поскольку могут быть различные обстоятельства: человек может умирать, и его надо срочно крестить, причастить запасными Дарами. Как мы видим в Апостольском Предании, с III в. уже возник обычай крестить в воскресный день – ночью с субботы на воскресение. А еще позже возник обычай крестить на Пасху. При этом в Риме крестили в ночь на саму Пасху, а в Византии крестили накануне – днем или вечером в Великую Субботу. В связи с тем, что Пасха – это еще и крещальный день, в самих пасхальных песнопениях приводятся ссылки на таинство Крещения. В Пасхальном каноне говорится: «Вчера спогребохся Тебе Христе (то есть вчера я был Тебе спогребен, а вчера это как раз в Великую Субботу – то есть вчера в Великую Субботу я принял крещение) - совостаю днесь Тебе» И также «Отче Вседержителю, Слове и Душе треми соединяемое в Ипостасях естество Пресущественное и Пребожественное и Тя благословим во вся веки». Вы видите, в пасхальных песнопениях содержаться ссылки на Крещение, но не только в Пасхальных песнопениях, а вообще весь великопосный цикл, весь цикл служб Великого поста связан с предкрещальной подготовкой. До сих пор в Постной Триоди содержаться паремии, то есть чтение Ветхого Завета, на каждый будний день Великого поста. Это паремии из трех главных книг Ветхого Завета: из главной книги Пятикнижия – Книги Бытия, главной законоучительной книги, из книги Притч – главной нравоучительной книги, из Книги пророка Иссайи – главной пророческой книги. А на Страстной седмице эти чтения заменяются чтениями из трех других книг: Исхода – вместо Бытия, Книги пророка Иезекииля - вместо Исаии и Иова – вместо Книги Притч. Почему Великим постом каждый день читаются паремии? Потому что Великим Постом в церковь каждый день приходили оглашенные слушать Слово Божие и им давались соответствующие комментарии. Поэтому и читаются три главных книги Ветхого Завета. Кроме того с крестопоклонной седмицы прибавляется ектенья «О иже ко святому просвещению готовящихся», то есть о тех, кто готовится принять святое Просвещение. Затем на Преждеосвященной Литургии Великим постом говорится специальный возглас: «Свет Христов просвещает всех». Крещение называется еще и просвещением, просвещение это один из синонимов Крещения. Все это сохранилось до сих пор.

Что было еще в IX-X в. в Византии? «На Литургии второго дня Великого поста после чтения Евангелия совершалось провозглашение имен тех оглашаемых, кто избран, чтобы принять крещение в этом году». Нужно отметить, что к IX-X в. в Византии уже крестили младенцев примерно трехлетнего возраста. Особо огласиться они не могли, поэтому они еще не могли креститься сознательно. Но, если ребенок был здоровый, его обычно крестили в двух, трех летнем возрасте. На восьмой день от рождения младенца совершалось наречение имени – тот чин, который и сейчас есть в Требнике. На сороковой день приносили в Церковь и прикладывали к Святому Престолу, причем и девочек и мальчиков, только мальчиков три раза обносили вокруг Престола, а девочек – один раз. Считалось, что ребенок после этого, хотя еще не крещенный, но воцерковленный, поэтому родители за него как-то меньше беспокоились. Это же мы видим и в Требнике: на сороковой день ребенка несут воцерковить (потом мы увидим, что произойдет с этим воцерковлением). И после того как ребенок воцерковлен, он до двух-трех лет ждал, пока его не примут в число оглашаемых. И когда – его принимали в число оглашаемых, над ним читалась молитва «О еже сотворити оглашеннаго». Давайте прочтем ее.

«О имени Твоем, Господи Боже истинны, и Единороднаго Твоего Сына, и Святаго Твоего Духа, возлагаю руку Твою на раба Твоего, сподобльшагося прибегнути ко святому имени Твоему и под кровом крил Твоих сохранитися: остави от него ветхую оную прелесть, и исполни его еже в Тя веры, и надежди, и любве: да разумеет, яко Ты еси един Бог истинный, и Единородный Твой сын, Господь наш Иисус Христос, и Святый Твой Дух. Даждь ему во всех заповедех Твоих ходити, и угодная Тебе сохранити: яко аще сотворит сия человек, жив будет в них. Напиши его в книзе жизни Твоей, соедини его стаду наследия Твоего: да прославится имя Твое Святое в нем и возлюбленнаго Твоего Сына, Господа же нашего Иисуса Христа, и Животворящего Твоего Духа. Да будут очи Твои взирающе на него милостию выну, и уши Твои еже услышати глас моления его. Возвесели его в делех руку его и во всяком роде его: да исповестся Тебе покланяяся, и славяй имя Твое Великое и вышнее, и восхвалит Тя выну вся дни живота своего».

Крестить могли в любой день, но большую часть оглашаемых крестили в Великую Субботу. Поэтому за некоторое время до Великой Субботы - во второе воскресение Великого поста провозглашали имена тех, кто мог принять Крещение в этом году. В третье воскресение Великого поста после Трисвятого произносилось поучение: «Посвящаю вашей любви Христолюбивой братия, имеющие кого-либо, кто будет принимать в этом году святое Крещение. Знаю, что приближается Воскресение Христово, приводите их завтра в святую нашу церковь, чтобы они приняли печать во Христе и были защищены и оглашены». В понедельник четвертой седмицы Великого поста над оглашенными читалась молитва, переводившая их в разряд готовящихся к просвещению – это та молитва, которую мы сейчас смотрели. С этого дня и до Великой Пятницы над ними прочитывались экзарцизмы –  четыре запрещения. Всю эту седмицу их имена оглашались на Литургии, то есть произносилась ектенья о просвещаемых. И на этой седмице выносилось для поклонения древо креста Господня. Вот откуда возникла наша Крестопоклонная неделя. В Константинополе хранилась частица истинного древа Креста Господня. Того самого древа, на котором Господь был распят. И для того, чтобы укрепить просвещаемых, воодушевить их на огласительный период – износилось древо для поклонения. Готовящиеся кланялись ему, и с этого начиналось их оглашение. Вот откуда возникло наше Крестопоклонное воскресение.