Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 68

Следующее толкование «Протеория» («Предсозерцание»), написанное в XI в. Николаем Андидским, епископом Андиды Памфирской. В «Протеории» Литургия истолкована исключительно в терминах исторического символизма. Все части Литургии представляют собой только какие-то моменты жизни Христа: вся духовная символика в «Протеории» отвергнута. Если у более ранних авторов мы видели, что символика не заслоняет собой реальное содержание Литургии, в «Протеории» эта символика полностью затмевает подлинное содержание Литургии, подменяет его. Если у других авторов мы видели отдельные моменты Литургии, например принесение Даров, предшествующее анафоре, это символ исшествия Христа на страсти (потому что анафора это есть реальное принесение Жертвы), то Николай и Федор Андидские пытаются моментам Литургии сопоставить все основные моменты жизни Христа, начиная от рождения и заканчивая воскресением. Николай, тем не менее, осознает таинственную действенность причащения и настоятельно советует всем, кто может, причащаться каждый день. При этом он исходит из того, что активно совершает Евхаристию только священники, а верующие, кроме причащения, участвуют лишь тем, что наблюдают, как разворачивается драма жизни Христа, разыгранная в символах Литургии. Такое толкование (исторический символизм) имеет тот недостаток, что Литургия может начать восприниматься как театр. Исторический символизм привил такую мысль, когда Литургия начала восприниматься, грубо говоря, как разыгрывание сцен из жизни Христа. Не только средневековые авторы говорили, что Литургия это театр, мы видим такие заявления и у французских просветителей, так же утверждали и атеистические русские авторы (начала XIX в.), настроенные к Церкви отрицательно. Исторический символизм, конечно, имеет право на существование, но он не должен затмевать собой реальное содержание Литургии. В «Протеории» слишком сильный акцент делается на исторический символизм. Согласно таблице, протесис (проскомидия) – это рождество Христа, символизирует сокровенную жизнь Христа до крещения. Антифоны – это пророческое предсказание Боговоплощения и служение Иоанна Крестителя. Малый вход – явление Христа при Его крещении в Иордане. Восхождение на горнее место – переход от Ветхозаветного закона и начало благодати. Апостол – призвание апостолов. Евангелие – учительство Христа в Его земной жизни. Великих вход – вход Господень в Иерусалим. Возложение Даров на престол – предуготованная горница. Анафора символизирует, оказывается, Тайную вечерю. Распятие, смерть и воскресение Христа символизирует собой возношение Даров. Время после причащения – воскресение Христа, сошествие Святого Духа. Если разобраться с точки зрения здравого смысла, толкование очень сильно натянуто: с какой стати антифоны символизируют предсказание Христа. Но это толкование, в силу своей простоты и наглядности, получило большое распространение. На основе теории Николая и Федора Андитских и «Церковной истории» свт. Германа в XII в. было создано толкование Божественной Литургии Псевдо-Софрония Иерусалимского. Оно написано от имени Софрония Иерусалимского, но написано не в VII в. во время жизни святого Софрония, а в XII в. Это толкование тоже пронизано историческим символизмом.

У меня спрашивали мнение о произведении Николая Васильевича Гоголя «Размышления о Божественной Литургии». В этом произведении Гоголь толкует Литургию тоже в духе исторического символизма. Это, еще раз повторяю, не плохо, но это далеко не главное в Литургии. Такой символизм имеет право на существование, но он не должен собой затмевать ее основное содержание. Все эти толкования были переведены на церковнославянский язык: и толкование Германа, и Симеона Солунского. То есть эта традиция была прекрасно известна, и Гоголь, естественно, эту традицию знал. Ее придерживались не только популярные авторы, но  и  такие  как


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Жизнь Христа: символизм в Литургии

Проскомидия

(Prothesis)

Начальные обряды

(Enarxis)

Малый вход

Восхождение

на горнее место

Апостол

Федор

Мопсуестийский

Максим

Исповедник

Первое пришествие Христа   во   плоти, страсти и воскресение

Вознесение Христа

Наставление в христианской жизни

Свт. Герман

Жертва Христа:

страсти и смерть

Пророческое

 предсказание

Боговоплощения

Пришествие Сына Божия в мир

Исполнение дела спасения и вознесение

Прокимен и аллилуйя – пророчество о пришествии Христа

Николай

Андидский

Девственное    рождение   и   сокровенная жизнь Христа до Его крещения

Пророческое

предсказание Боговоплощения и служение

Иоанна Крестителя

Явление Христа при Его крещении во Иордане

Переход от закона  и Ветхого Завета к началу божественной благодати

Призвание апостолов

Николай

Кавасила

Воплощение и ранние годы  жизни  Христа;

Предзнаменование Его страстей и смерти

Пророческое свидетельство пришествия  Христа; время до   Иоанна   Крестителя

Явление Христа народу при Его крещении

Явление Христа апостолам в Его учении

Симеон

Солунский

Воплощение Христа;

Предзнаменование Его страстей и смерти

Боговоплощение и

дела воплощенного

Слова

Воскресение и вознесение Христа;

 сошествие Св. Духа

Восседание Христа одесную Отца

Призыв к апостолам проповедовать язычникам

Евангелие

Отпуст оглашенных

Великий вход

Возложение Даров на престол

Анафора

Возношение даров

После причастия

Федор

Мопсуестийский

Христа ведут на страдания

Христос положен во гроб

Воскресение Христа из мертвых

Максим

Исповедник

Конец мира и второе пришествие Христа как судии мира

Вхождение достойных в брачный чертог

Откровение тайны спасения, сокровенной в Боге

Наше будущее единение с бесплотными небесными силами

Соединение всех верных с Богом в жизни будущего века

Свт. Герман

Откровение Божие во Христе (епископское благословение после Евангелия – второе пришествие Христа)

Христос идет на Свою мистическую жертву

Погребение Христа

Воскресение Христово

Николай

Андидский

Учительство Христа

Вход Господень в

Иерусалим

Предуготовленная горница

Тайная вечеря

Распятие, смерть и воскресение Христа

Вознесение Христа и сошествие Св. Духа

Николай

 Кавасила

Явление Христа народу в Его учении

Вход Господень в

Иерусалим

Смерть, воскресение и вознесение Христа

Теплота

Сошествие Св. Духа

Симеон

 Солунский

Возвещение Евангелия всему миру

Конец мира и окончательное исполнение

Второе пришествие Христово

Вознесение Христа на крест

Вознесение Господа  и проповедование Евангелия по всему миру