Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 21

Порядок частей при выяснении типа анафор оказывается определяющим. Возникает вопрос: почему именно эти части содержатся в анафоре? На этот вопрос можно ответить так: повидимому это восходит к апостольской традиции, видимо апостолы так составили. Тогда другой вопрос: а почему эти части в разных анафорах расположены в разном порядке? Если апостолы составили этот текст, он должен был для всех христиан быть одним и тем же. Апостолы проповедовали по всему свету одно и то же: Воскресение Господа. Почему же тогда уже в IV в. анафоры оказались разными? На этот вопрос могут помочь ответить более ранние анафоры. Есть анафоры, которые трудно отнести к какому-то типу и они более раннего происхождения. Это две анафоры более раннего времени: анафоры «Дидахи», памятника конца первого века, и «Апостольского предания», датируемого IIIв., приписываемого Ипполиту Римскому (скорее всего, приписываемое ложно, хотя может быть и правильно).

Есть еще «Апостольские постановления» тоже христианский памятник. То, что в названиях памятников есть слово «апостольский» вас не должно смущать: можно и сейчас написать все, что угодно, и написать слово – апостольский. Во II, III, IVвв. очень часто составлялись разные памятники, носившие название апостольских. «Апостольские постановления» сто лет назад считались памятником апостольского происхождения, считалось, что их написали сами апостолы. Например, если вы возьмете книгу Дмитриевского, то здесь так и написано, что «Апостольские постановления» дают нам Литургию самих апостолов. Но это совершенно не так. Оказывается, что апостольские постановления написаны не в первом веке, а около 380г., т.е. в конце IVв. Причем написаны они неким полуарианином, то есть еретиком, и святитель Фотий Константинопольский называл «Апостольские постановления» памятником, исполненным всякой хулы на Сына Божия. «Апостольские постановления» очень интересный памятник и заслуживает, несомненно, очень пристального внимания. Он пользовался в древности большой популярностью, так что, например, VI Вселенский Собор уже несколько иначе говорит об «Апостольских постановлениях». Но для нас сейчас он уже не так интересен поскольку отражает анафору конца IVв., а в конце IVв. уже совершенно точно существовали все нам известные анафоры, такие как анафора Василия Великого или там анафора ап. Иакова. Как быть с анафорами, которые действительно носят имя апостолов: анафоры апостолов или ап. Иакова, или ап. Марка? Совершенно достоверно можно сказать, что эти анафоры написаны не позднее IVв. А что касается их более ранней истории, то можно сказать только то, что, вероятно, они восходят к апостольским временам, но, несомненно, они на протяжении II, III и IVвв. претерпевали различные доработки и дополнения. Итак, изучение ранних анафор, а, кроме того, внимательное чтение Ветхого и Нового Завета и ранних иудейских текстов, могут нам помочь понять и ответить на вопрос: почему анафоры содержат именно те части, которые они содержат, и почему, с другой стороны, в разных анафорах эти части расположены в разном порядке.

Мы имеем целый ряд классических анафор. Это в первую очередь те анафоры, которые уже были названы: анафоры разных обрядов, плюс к этому несколько ранних анафор, таких как анафора «Апостольского предания». Откуда они произошли? Самый простой ответ, который можно бы было дать, что анафору написали апостолы, и в таком виде она неизменно дошла до наших дней. Такой ответ нам подсказывает и название некоторых анафор, например, анафора ап. Иакова, и то, что эти анафоры похожи между собой. Например, анафора ап. Иакова сходна с анафорой «Апостольских постановлений». Но такой ответ, во-первых, не соответствует историческим фактам, так как те же самые «Апостольские постановления» памятник IVв. Кроме того, анафора ап. Иакова весьма боьшой по объему текст, а ранние анафоры наоборот являются весьма краткими. То есть анафора ап. Иакова может и содержит древнее ядро, но, в таком случае, оно очень сильно расширенно. И, наконец, такой ответ никак не помогает нам с ответом на вопрос о причинах различия анафор разных традиций. Если бы апостолы составили текст, то он во всех традициях был бы одинаков.