Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 41

                                                                                                                                  боковыми вратами;

                                                                                    4               5     2           1   4 – амвон;

                                   10                                                                                       5 – солея;

                                                                                                                              6 - кафедры Патриарха

                                                                                                                            епископов, императора;

                                                                               6                            3               7 – храм;

                                                                                                                              8 - внутренний

                9                                       8         7                                                              притвор (нардос);

                                                                                                                              9 - внешний притвор

                                                                                                                                    (экзонардос);

                   11                                      12                                                            10 - чаша с водой;

                                                                                                                             11 – баптистерий;

                                                                                                                             12 – скеофилакиум.

тральные врата в этой преграде назывались святыми вратами. Были еще боковые врата. На Горнем месте располагалась на весьма значительном возвышении кафедра патриарха и седалища других епископов и пресвитеров. При этом Горнее место было именно горним, очень высоким местом. Скажем, в храме святой Ирины в Константинополе если зайти на Горнее место, то ноги будут гораздо выше уровня человеческого роста. Так что тот, кто сидит на горнем месте видит всех собравшихся и вполне может проповедовать (в храме Святой Софии, конечно, нет, это очень большой храм, но в маленьких византийских храмах это было вполне возможно). Патриарх мог говорить проповедь и, если у кого-то был какой-то вопрос, он мог ответить. В древних храмах обычное место проповеди - это Горнее место.

4. - В середине храма находится амвон. Древневизантийские амвоны, так же как и древнерусские амвоны до XVII в. были такими башенками, к которым вели лесенки c двух сторон. Башенки были высотой примерно в человеческий рост так, что под ними могли стоять певцы. До сих пор такие амвоны сохранились в музеях и в некоторых храмах. Скажем, в церкви Успения Божией Матери в городе Калабака в Греции такой амвон стоит посередине храма, так что из-за него не видно Царских врат. С амвона произносились ектеньи, пелись какие-то особенно важные песнопения, читалось священное Писание.

5. - Из амвона в алтарь, в алтарную часть вела солея. Она была нужна для того, чтобы даже если храм битком забит народом, священнослужитель мог беспрепятственно пройти в алтарь и обратно. Солея была как несколько возвышенная дорожка.

6 - Императорская ложа,

7. – Храм. В самом храме размещался народ.

8 - Внутренний притвор весьма обширный.

9 – Внешний («атриум») - двор. Весь храм крыт, а атриум не крыт, атриум это просто огороженный колоннадой двор, в середине которого находится чаша с водой. Идя в храм, все умывали руки: был такой древний христианский обычай - молиться, только умыв руки перед молитвой. Когда полагалось освящать воду, в этой чаше могли освящать воду. Притвор тоже имел важное значение, часть службы проходила в притворе. Врата из притвора в храм, центральные, назывались Царскими вратами, потому, что через них могли проходить только император или духовенство. Весь остальной народ проходил в храм через другие врата. В храме было много и других дверей.

11 - баптистерий. Здесь проходили крещения, а также отдельные части вечерних служб.

12 - «скеофилакиум» - сосудохранительница. Здесь хранились священные сосуды, сюда верующие приносили хлеб и вино к Литургие. Это был отдельный от храма домик, цилиндрического вида.

Так был устроен храм Святой Софии. Необходимо отметить, что особенности устройства храма Святой Софии были связаны с особенностями византийской Литургии и наоборот, особенности постройки храма Святой Софии в дальнейшем во многом определили те особенности, какие имеет византийский обряд.

Для сравнения, посмотрим, как выглядит современный храм. Вот обычный однопредельный русский храм.

4.4. Устройство современного храма

                                                                                                5                       1 – горнее место;

                                                                                                                         2 – сопрестолье;

                                                                                          7          4                  3 – престол;

                                                                                                                         4 – жертвенник;

                                                                                                                         5 – алтарь;

                                                                                                                         6 – иконостас;

                                                                                                                         7 – северные врата;

                                                            12                     10   8       2   3     1         8 – царские врата;