Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 89

В Послании апостола Павла, которое читалось, мы ясно выделили три момента: момент предизбрания ставленника Богом, момент возложения руки и сообщения ему особого дара. Как узнавали в ранней Церкви о том, что этот человек предызбран Богом. Считалось, что для этого нужно спросить саму Церковь, и Церковь скажет свое мнение, то есть иными словами ставленник избирался Церковью. Епископ избирался совместно общиной, пресвитеров и дьяконов, как правило, собор избирал пресвитеров и дьяконов и предлагал епископу для обсуждения. Кроме того, с древности повелось, чтобы в поставлении епископа принимали участие несколько епископов, так как право рукополагать имеет только епископ. И когда в какой-то епархии умирает епископ, то нового епископа рукополагают епископы соседних областей. Вот откуда берется обычай, отраженный в апостольском правиле: епископа пусть рукополагают двое или трое (позже это стало обязательным, чтобы рукополагали не менее трех епископов). Первое Апостольское правило, что епископа пусть поставляют два или три епископа. Древнейшие молитвы рукоположения сохранились в Апостольском Предании, о котором мы уже не раз говорили. Одна из древнейших молитв на рукоположение клириков есть у вас в распечатке Апостольского Предания. В Евхологии Серапиона и в целом ряде других текстов, в Апостольских Постановлениях, например, сохранилось весьма большое количество древних молитвенных приложений. Давайте посмотрим, например, Апостольское Предание. Мы видим здесь молитву на рукоположение епископа, во второй главе: «По согласию всех да возложат руки на него». То есть епископ поставляется после избрания всем народом. Считается, что избрание народом являет избрание Богом. «По согласию всех да возложат руки на него». И читается молитва. Также мы видим в седьмой главе, когда посвящают пресвитера: «Епископ пусть возлагает руки на его главу» и читает молитву на рукоположение пресвитера. Точно также и дьякон (восьмая глава). Молитвы наших чинов рукоположений впервые зафиксированы в Евхологии Барберини (конец VIII в.), затем в целом ряде Евхологий. Почему мы все время говорим о Евхологии Барберини 3.3.6? Потому что это древнейшая сохранившаяся рукопись. Сам по себе это далеко не главный Евхологий, просто другие утрачены. В общем, это совершенно те же самые молитвы, что мы имеем сейчас. Давайте посмотрим в первую очередь хиротонию. В древних Евхологиях чины хиротонии идут в том же порядке, который мы видим в Апостольском Предании. То есть сначала чин хиротонии епископов, потом пресвитера, дьякона – от старших к младшим. В более поздних Евхологиях, в том числе и в современном Чиновнике, чины хиротонии идут от младших к старшим. Первый чин на поставление чтеца и певца. Мы здесь видим две молитвы. На самом деле, поставление священной степени от поставления церковной степени в византийском обряде отличается числом молитв. В то время как в священной степени бывает две молитвы, в церковной степени бывает, как правило, одна. А здесь две. На самом деле первая молитва служит молитвой поставления в свещеносца, просто ее внесли в чин поставления чтеца и певца. В русской Церкви такого отдельного чина нет, хотя в греческой Церкви он есть. Свещеносец это можно сказать алтарник, хотя у нас алтарники, как правило, не поставляются. Но по идее, если бы их поставляли, это нужно было делать с этой молитвой. Ее содержание: «Сам и раба Твоего (имя рек) предходити свещеносца Святым Твоим таинствам изволившего». Дальше молитва на поставление чтеца или певца «Господи Боже Вседержителю избери раба Твоего сего (мы здесь видим момент избрания) и даждь ему со всякой мудростью и разумом божественное Твое словес поучение и прочитание творити». В чине поставления иподьякона мы также видим одну молитву. Можете ее сами прочесть. Далее хиротония диакона. В церковные степени поставляют или перед Литургией или на Литургии на малом входе (во время малого входа, поскольку мы помним, что малый вход в Константинополе это вход клириков в храм), что подчеркивает особую степень этих служений с Евхаристией. В какие моменты Литургии поставляются клирики: дьяконы, пресвитеры, епископы. Поставляются они в соответствии с их главным даром. Епископ поставляется перед Трисвятым (древнего начального песнопения Литургии) или даже после Трисвятого. Епископ поставляется в самом начале службы и это выражает то, что епископ предстоятель: с самого начала Литургии он предстоятельствует. Вот почему поставляется в начальный момент службы. Пресвитер поставляется позже, после великого входа. Этим выражается, что пресвитер при епископе не является предстоятелем, однако пресвитер имеет право освящать Евхаристию, читать анафору, почему он поставляется после Великого входа перед анафорой. И, наконец, дьякон поставляется сразу после анафоры перед ектеньей. Этим выражается та идея, что дьякон не может совершать сам Литургию, но сослужит пресвитеру.

Теперь давайте обратимся к чинам.

Чин поставления дьякона

«По еже рещи архиерею (когда архиерей скажет) «И да будут милости». Приносят иподьякону кафедру (небольшой стул) и поставляют перед святой трапезой (перед престолом) Мало … (то есть не прямо перед престолом, а чуть-чуть в стороне, чтобы он сидел в пол оборота к престолу и к Святым Дарам). Сидает архиерей на ней и вземлет имущему хиротонисатися от среды Церкви во иподьякона, имея его между собой полагающего едину руку на выю его и приклоняет его елико мощно. И глаголет един диакон в алтаре «и повели (обращаясь к Богу) изъявити свое желание», затем другой дьякон говорит: «Повелите» (обращаясь к клирикам, стоящим в алтаре и народу). И, наконец, третий дьякон говорит: «Повели Преосвященнейший Владыко»». Сейчас клириков избирает, как правило, не народ, а соответствующая епархиальная структура, специальный совет, который определяет в случае, если человек желает стать клириком, можно или нет, его делать клириком. Но вот этот момент избрания присутствует в чине. «Повели» - это значит вырази свое желание. Некоторые бабушки, видя как рукополагаемого ведут в алтарь, говорят: «Смотри - повели». Здесь несколько другой смысл. Затем его вводят в алтарь и обводят вокруг престола. Это достаточно поздний обряд, на нем поются те же тропари, что и при таинстве брака, этим выражается та идея, что ставленник как бы обручается с Церковью. Теперь он с нею в особых отношениях. Церковь вверяет ему себя, как невеста вверяет себя жениху. Затем архиерей встает, «вземлет кафедру» и ставленник приклоняет правое колено, «Преклонив едино колено, десное полагает на святую трапезу (дьякон при хиротонии встает на одно колено)». Пресвитер как мы увидим, встает на два колена это символически показывает, что дары, получаемые дьяконом меньше чем дары, получаемые пресвитером. «Епископ же возлагает руку и вслух возглашает: «Божественная благодать всегда немощная врачующая и оскудевающих восполняющая пророчествует, (по-русски избирает) (такого-то) благоговейнейшего иподьякона во дьякона. Итак, помолимся о нем, чтобы на него пришла благодать Всесвятого Духа»».