Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 35

Иустин дает примерно такую схему чинопоследования. Не анафоры, мы вчера говорили об анафоре, о центральной молитве, а чинопоследования, то есть обряда, которым сопровождается служба, порядка самой службы. Ясно, что анафора и причащение это не единственный компонент службы. Первое описание Литургии - не просто анафоры и указаний на причащение, как в «Дидахи», а именно порядка Литургии, дает Иустин Философ, в первой Апологии.

Сначала читают, согласно Иустину, Писания апостолов или пророков, т.е. Новый Завет и Ветхий Завет, далее следуют проповедь предстоятеля, общие молитвы за присутствующих. Затем приносится хлеб, вино и вода предстоятелю , предстоятель принимает их, возносит хвалу, славу и благодарение в течение продолжительного времени. На что народ отвечает - аминь. Дьяконы раздают присутствующим хлеб, вино и воду, над которыми прочитано благодарение, (по-гречески – «eucaristhsomena» («евхаристисомена), т.е. получившие благодарение, благодаренные), и разносят их отсутствующим.

Итак, какие мы видим моменты службы? Чтение Писания, причем Нового и Ветхого Завета, проповедь, общую молитву всех присутствующих, всех верных, поскольку на крещальной Литургии присутствуют только новокрещенные, а на воскресной, соответственно, - верные. Затем приношение Даров (без особой какой-то молитвы), анафору, заканчивающуюся ответом «Аминь» и причащение. Давайте отметим в современной схеме эти элементы. Оказывается, они зафиксированы уже в середине IIв. Первое свидетельство, в котором нам о них говорится, относится к середине II в. Эти элементы могли существовать и раньше, но о том что они были в середине II в. есть письменные свидетельства. Чтение Апостола это будет пункт 3.2., пункт 3.3. - чтение Евангелия, правда не хватает, как бы номера 3.0. - как его можно обозначить - чтение Ветхого Завета. Затем в Литургии верных номер 1.1. - общее моление всех верных, номер 2.3. - принесение Даров, затем номер 4 - анафора целиком, номер 6.1. - причащение духовенства и мирян. Мы видим, насколько это чинопоследование еще отличается от современного.

Следующее описание порядка Евхаристии мы находим в Апостольском предании, памятнике III века, в науке прошлого обычно приписываемого Ипполиту Римскому, но современные ученые в авторстве Ипполита очень сильно сомневаются. Скорее всего, это все-таки не Ипполит Римский, а некто иной.

Мы уже читали вчера анафору апостольского предания, теперь посмотрим на порядок Литургии в апостольском предании.

Ипполит Римский описывает Литургию дважды - один раз при описании рукоположения епископа, а другой раз при описании Крещения. У нас этот текст распечатан не целиком, а только его начало, где описывается Литургия, связанная с рукоположением. Что мы здесь видим? В главе 2 – «По согласию всех, да возложат руки на него», дальше читается, глава три: молитвы рукоположения, мы видим ее здесь, «возведенного в епископы пусть все предлагают лобзанию мира, приветствуя его, ибо он удостоился этого. Диаконы же приносят к нему Жертву (т.е. хлеб и вино), и он, возлагает на нее руку вместе со всеми пресвитерами пусть говорит, принося благодарение» - это читается анафора. И из этого описания Литургии в связи с хиротонией невозможно составить представление о последовательности богослужения.

Несколько подробнее описывает Ипполит Крещальную Литургию. Крещальная Литургия у Ипполита имеет такой порядок: новокрещенные молятся с верными (это опять повторяемый элемент Литургии верных пункт 1.1.), затем целование мира (Ипполит свидетельствует нам о целовании мира). Правда, и у Иустина тоже есть целование мира, но там о нем говорится в связи с Крещением - в конце крещения его приветствуют новокрещенные, а здесь целование уже явно входит в состав Литургии, т.е. в схеме современной Литургии лобзание мира можно найти под номером 3.3. Лобзание мира тоже, оказывается, древний элемент чинопоследования.

Далее читается анафора, а затем, в описании Крещальной Литургии засвидетельствован обряд преломления хлеба, Ипполит прибавляет следующие подробности: епископ преломляет хлеб, раздает каждому часть и говорит: «Хлеб небесный, о Христе Иисусе», принимающие отвечают «Аминь».

После этого пресвитер раздает три чаши. Верующие вкушают сначала от хлеба, затем, в разных источниках разнится порядок чаш, во всяком случае, вкушают от чаши с молоком и медом (во образ того, что они пришли в землю обетованную через Крещение), от чаши с водой и от чаши с вином, то есть с Кровью Христовой. Т.е. между Телом и Кровью могут быть еще какие-то дополнительные элементы - вода или молоко. Это наводит нас на мысль, что Литургия Ипполита Римского сохраняет архаичные черты того, что в I в. Литургия, как мы видим, в первом послании к Коринфянам, была соединена с трапезой: в состав причащения у Ипполита Римского включены не евхаристические молоко и вода. Причащающиеся на каждое вкушение отвечают «Аминь».

Весьма подробно описана Литургия в Апостольских постановлениях. Вообще, когда мы рассматриваем источники IV в., видно, что уже появляется более-менее стройное чинопоследование. Для александрийской традиции мы имеем «Евхологий» Серапиона середины IV в., где содержится уже достаточно много молитв для Литургии: не только анафоры, но и другие молитвы. И в Барселонском папирусе содержатся анафоры и молитвы благодарения после причащения, т.е. уже появляются дополнительные молитвы, входящие в состав Литургии. Первоначально до появления Литургии была только анафора, главная и изначально единственная молитва, но постепенно Литургия дополняется другими молитвами. Этот процесс мы наблюдаем в таких александрийских памятниках, как Барселонский папирус или «Евхологий» Серапиона, а детальные чинопоследования мы находим в Апостольских постановлениях, памятнике, возникшем в Антиохии около 380 года. В Апостольских постановлениях Литургия описывается также несколько раз, в том числе и во 2, и в 8 книгах Апостольских постановлений дается чинопоследование Литургии, при этом чинопоследование второй книги отличается от чинопоследования восьмой книги, что связано с компилятивным характером памятника.