Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 58

7. «Anamnesis» «анамнесис». Мы здесь видим двучастную структуру. До этого был рассказ. Сначала рассказ о Боге Самом в Себе. Затем рассказ о Его Божественном домостроительстве и рассказ о Тайной Вечере. Три рассказа один за другим. Обращаю ваше внимание на то, что благодарение здесь вообще как таковое мы не встретили. Шмеман пишет, что анафора и Евхаристия - это одно сплошное благодарение. На самом деле, как мы уже выяснили, что Евхаристия это перевод еврейского литургического термина «берахот», который означает просто молитва, благословение. Иногда говорят: «Зачем слушать благодарственный молебен, если есть Евхаристия?» На самом деле благодарственный молебен имеет полное право на существование. Потому что Евхаристия это, конечно, благодарственная служба, но в ней благодарение особенно не выделяется в отдельную тему. Это одна из многих тем. Главное содержание службы это воспоминание смерти и воскресения Спасителя. Мы, конечно, благодарим, но не за какие-то свои личные достижения (что-то удалось сделать в жизни), а благодарим в самом глобальном масштабе за пришествие Христа. В то время как благодарственный молебен служит для каких-то личных благодарений: человек хочет поблагодарить и заказывает благодарственный молебен. Это службы совершенно разного уровня. Анамнесис – переход от воспоминательной части к части просительной.

«Поминающе убо, Владыко, и мы спасительная Его страдания, животворящий крест, тридневное погребение, еже на небеса восшествие, еже одесную Тебе Бога и Отца седение, и славное и страшное его второе пришествие. Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся. Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш».

И вот началась молитвенная часть: закончилась воспоминательная часть, теперь мы молимся.

8. Epicesis (епиклесис). «Сего ради, Владыко Пресвятый, и мы грешнии и недостойнии раби Твои, сподобльшиеся служити святому Твоему жертвеннику, не ради правд наших, не бо сотворихом что благо на земли, но ради милости Твоея и щедрот Твоих, яже излиял еси богатно на ны, дерзающе приближаемся святому Твоему жертвеннику. И предложше вместообразная (слово вместообразно сложно для толкования, если вам интересно посмотрите сами Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры». В нем одна из глав посвящена как раз толкованию слова «вместообразно») святаго Тела и Крове Христа Твоего, Тебе молимся, и Тебе призываем, Святе святых, благоволением Твоея благости приити Духу Твоему Святому на ны (опять видите моление не только о Дарах, но и о нас и даже на первом плане: Дух Святой приходит на нас «на ны» и затем на предлежащии Дары сия. То есть «епиклесис» это моление о пришествии Духа не только на Дары, но и на Церковь – на всех собравшихся) и на предлежащие дары сия, и благословити я, и освятити, и показати. (пропустите несколько строчек. Молимся, чтобы показати великую святыню – Тело. Это у нас такая типичная святоотеческая конструкция греческого и славянского языков. Переводится как – «чтобы Ты показал». Приити Духу Твоему Святому, чтобы показать хлеб - Телом) Хлеб убо сей, самое честное Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Чашу же сию, самую честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, излиянную за мирский живот».

Сначала о содержании: институцио, анамнесис, эпиклесис. Вернемся к институцио. Прочитайте, что написано в таблице. «Рассказ об установлении заканчивается цитатой Первого к Коринфянам (1Кор.,11; 24 -26), причем слова ап. Павла: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» - цитируются от лица Самого Господа». Институцио содержит все три заповеди: приимите, пийте, сие творите в Мое воспоминание.

Теперь анамнесис. Переход от «анамнетической» (исторической) к «эпиклетической» (просительной) части анафоры – от воспоминания домостроительства спасения к прошениям о Дарах и о Церкви. Мы видим здесь есть и воспоминание домостроительства и прошение о Дарах.

Епиклесис начинается с упоминания о священнослужащих (обратите внимание здесь есть моление о священнослужащих: «мы, сподобльшиеся служить святому Твоему жертвеннику») и указания на приношение хлеба и вина, обозначенных здесь термином «α̉νατιτύπα» («антитупа» греч. вместообразы), - эта часть текста по содержанию относится к анамнесису, но по литургическому построению обращена уже к эпиклезе; далее следует само призывание:

Во-первых, обращенное к Богу Отцу прошение о том, чтобы Сам «Святой Дух пришел на Церковь и на дары и показал хлеб – Телом …, а чашу - Кровью» Христовыми (Св. Дух действует самостоятельно);

Во-вторых, прошение о соединении Церкви воедино и об освящении причастников, так, чтобы они обрели благодать со всеми святыми». В епиклесисе Василия Великого Дух Святый тоже действует самостоятельно: «Мы молимся Тебе Богу Отцу» Анафора обращена ко всей Троице или к Отцу, как источнику Божества? Обращение к Отцу есть обращение к Троице, поскольку Отец это источник божества Сына и Святого Духа, Сын рождается от Отца, Дух – исходит. Так вот мы молимся ко Отцу, чтобы Дух пришел и уже Сам Дух (видите: «Приити Духу Твоему Святому на ны»), чтоб Дух уже Сам благословил и освятил и показал хлеб Телом, а чашу – Кровью. Дух действует как бы более самостоятельно. Для чего мы все это отмечаем, чтобы сравнить потом с анафорой Иоанна Златоуста.

Теперь несколько слов о вставке.