Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 22

Тогда возникает следующий вариант ответа: может быть происхождение анафоры следует искать в иудейских молитвах. Поскольку сами апостолы первоначально по вероисповеданию были иудеи, то, может быть, можно просто взять порядок иудейских молитв и попытаться найти в нем соответствие с анафорами. Одно из таких предположений о том, что анафора является переработанным ритуалом пасхальной вечери, было высказано уже в конце XIX в. Такое положение отстаивает в своей книге «Евхаристия» архимандрит Киприан (Керн). Так же как и некоторые другие авторы, он считает, что последовательноять анафоры является повторением ритуала пасхальной вечери. Но с моей точки зрения такой ответ не выдерживает никакой критики, поскольку, во-первых, ритуал пасхальной вечери зафиксирован гораздо позднее, чем возникла Церковь: не в первом веке, а в конце III в. и даже еще позже. То есть анафоры никак не могли быть из него переделаны, поскольку он зафиксирован достаточно поздно. А, во-вторых, утверждение о том, что порядок пасхальной иудейской вечери похож на порядок анафоры очень условно. Все параллели, которые указывает арх. Киприан (Керн) недостаточно проверенны и, в общем-то, являются натяжкой. В середине XX в. на Западе была популярна теория о том, что анафора берет свое начало не от пасхальной вечери, а от молитв иудейского синагогального культа. Такое мнение встречается также и в русской литературе, например, в книге Карабинова «Анафора», эта книга приведена в библиографии. На эту книгу Карабинова во многом опирается в своей статье проф. Николай Дмитриевич Успенский. Но положение о том, что анафора происходит от иудейских синагогальных молитв, также не очень обоснованно. Дело в том, что, как выяснилось, в первом веке еще не было зафиксированных синагогальных молитв. Мы говорили на первом занятии, что литургика может быть не только христианской, но и, например иудейской, и действительно есть ученые литургисты иудеи (есть иудеи, которые интересуются своей традицией, и они разрабатывают соответственно иудейскую литургику). Так вот исследования иудейских литургистов показывают, что в Iв., то есть во времена пока существовал храм, молитвенная практика была совершенно иной, нежели во время после разрушения храма. А именно: центром религиозного культа иудеев в Iв. был храм. Это была еще ветхозаветная религия, хотя уже начало зарождаться движение фарисейства (в Iв. оно уже предстает во всей красе). Это движение описывается на страницах Нового Завета. Тем не менее, хотя фарисеи в Iв. и получили уже весьма большой авторитет в народных глазах, все же главным был храм, и соответственно священники. А священники, как вы знаете из Евангелия, фарисеями не были, они, наоборот, с фарисеями постоянно спорили. Священники в основном принадлежали к религиозному течению садукеев. Совершенно иная ситуация возникает после разрушения храма в 70г.: храм исчезает, вместе с храмом исчезает и главенствующее положение в еврейской среде священников, в том числе и садукеев. На первый план выдвигаются фарисеи с их представлениями. А представления фарисеев можно свести, с одной стороны, к упору на нравственность и духовность, с другой стороны, на очень традиционное толкование закона, когда к закону прибавляется множество заповедей, данных фарисейскими же авторитетами. Об этом говорится и в Евангелии. Христос, обвиняя фарисеев, говорит о том, что предания старцев затмевает в их очах Библейскую проповедь. То есть уже в Iв. заповеди фарисейских учителей часто затмевали Библейское учение. Этот процесс еще более усугубилсяе в ходе развития фарисейской доктрины. Наиболее авторитетные фарисейские раввины жили как раз в конце Iв. начале IIв., т.е. в то самое время, когда фарисеи в иудейской среде вышли на первый план. Часть иудеев осталась в Иерусалиме, но большая часть религиозных авторитетов переместилась в течение IIв. в Вавилон. И уже в Вавилоне, только в конце IIв. начали записывать первые кодексы фарисейских преданий и первые тексты иудейских молитв. В конце IIв. начинает создаваться Талмуд, основная после Библии книга иудаизма, и начинают кодифицироваться молитвы. Этот процесс развивается, и постепенно образуются два Талмуда, соответственно двум фарисейским школам: вавилонской и иерусалимской. И только после этого, еще позже возникают первые иудейские молитвенники. Таким образом, можно увидеть, что, во-первых, современный иудаизм, тот иудаизм, который мы знаем, это совсем не то же самое, что религия Ветхого Завета. Современный иудаизм, это фарисейство доведенное до предела. В средние века к фарисейству прибавилась кабалистика, учение Каббалы, возникшее в иудейской среде в это же время. Поэтому современный иудаизм это не религия Ветхого Завета, а фарисейство с элементами каббалистики. И оно уже весьма условно имеет отношение к Ветхому Завету. Например, в Ветхом Завете центральным является храм с его жертвами, вообще без храма ветхозаветная религия немыслима. В Ветхом Завете был период вавилонского пленения, но и там евреи постоянно думали о храме. А сейчас официальная доктрина такова, что жертвоприношения могут совершаться виртуально. Каждый верующий еврей с утра в уме прочитывает порядок жертвоприношения в храме, и считается, что, таким образом, поскольку он прочитывает этот порядок, жертвоприношение совершается. У современных иудеев существуют огромное количество предписаний. И соответственно есть молитвенник, есть молитвы. Но все это начало складываться только к концу второго века, т.е. никак не могло быть парадигмой для христианских молитв. Вот, что важно. В то время как исследователи, например, Карабинов, и многие Западные исследователи середины XX в. сравнивали какую-нибудь молитву из иудейского молитвенника (наиболее значимые молитвы благословения) и, определяя фрагменты молитв, которые, по их мнению, перешли в части анафоры. Но, на самом деле так делать просто некорректно. Поскольку, иудейские сэдэвры (в переводе с иврита «סִדּוּר» (сидур) это молитвенник), из которых взяты эти молитвы, складываются намного позже анафор.