Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 43

        7 – клиросы, места архиерея и игумена;              14 – водосвятная чаша.

Из каких частей он состоит. Алтарь, как есть, так и остается алтарем, престол, горнее место. Слева от алтаря стоит жертвенник: стол для приготовления даров Литургии (2), а в русском храме жертвенник часто находится в самом алтаре, обычно с левой стороны (4). В более старых русских храмах, так же как и в афонских храмах жертвенник всегда делается не в алтаре, а в отдельном помещении. В то время как в Храме Святой Софии, мы видели, что Дары приносились и сосуды хранились вообще в отдельном здании, и то, что соответствует нашему жертвеннику, находилось там же в отдельном домике. В современных русских храмах, как правило, жертвенник находится в алтаре. Справа от алтаря (3) хранятся святые мощи, или какие-то святыни, или облачения диаконов, в старых русских храмах обычно есть и облачения диаконов и жертвенник.

Перед иконостасом никакого возвышения нет. Т.е. афониты гораздо более последовательны - они, упразднив амвон, упразднили солею и все, что с ними связано: поскольку нет амвона, нет и солеи, нет возвышения перед алтарем.

Вдоль всего храма расположены сидения, (греч. «στσίδι» «стасидии»), на которых можно просто сидеть или стоять, опершись на спинку. Они расположены вдоль всех стен храма так, что на некоторых сидят даже спиной.

В каждом афонском монастыре есть множество чудотворных икон, в частности, обязательно есть почитаемая чудотворная икона Божией Матери (5) и чудотворная икона святого монастыря (6). За этими иконами бывают места для уставщиков: обычно стоят шкафы с книгами, и сидят уставщики. Это правый и левый клиросы (7), в середине каждого стоит аналой для певчих, и сидят наиболее почетные монахи монастыря, в частности, здесь находится место игумена, а рядом - архиерейская кафедра, трон архиерея. На нем сидит архиерей, когда приезжает в монастырь (в монастырях архиереев нет, но они могут приехать на праздник). Во время самых больших праздников, игумен одевает архиерейскую мантию и панагию, берет в руки архиерейский жезл, и садится на архиерейский трон. На Афоне игумены имеют такие привилегии.

В Хиландаре, например, в храме, на месте игумена висит икона Троеручица. Троеручица считается игуменьей монастыря (хотя и есть настоящий игумен, он сидит рядом), но на месте игумена висит Троеручица – это особенности Хиландаря.

(10) - это – храм, а (11) - это внутренний притвор, который соответствует нардосу Святой Софии. Вы видите, он по размеру сопоставим с храмом, примерно такой же, как храм. В притворе многие службы проходят: это весьма важная для богослужения часть храма. Средние врата из притвора в храм называются царскими вратами, по-гречески, конечно, а по-русски они называются красными вратами. Эти царские врата занавешиваются занавеской (когда служба идет в притворе, она закрывается). В притворе тоже везде висят иконы и, кажется, что ты находишься в отдельном храме. Когда, часть службы, совершаемая в притворе, заканчивается, завеса отдергивается, и все входят в храм. В притворе тоже стасидии по всем сторонам, и есть места (9) для чредного иеромонаха и для игумена.

Во внешнем притворе (12) тоже стасидии по всем стенам с двух сторон. Внешний притвор используется очень редко, только для некоторых заупокойных последований. Оба притвора: и внутренний притвор – «нардос» и внешний – «экзонардос» - крытые. Так устроен афонский храм.

Только при таком устройстве храма можно полностью соблюсти предписания Типикона. Понятно, что в нашем русском храме нет ни места игумена, ни - часто двух хоров. Нет стасидий, чтобы во время службы можно было садиться и вставать. И так далее, нет обширного притвора, куда можно выйти во время службы и там молиться - притвор совсем маленький. Очевидно, все предписания Типикона буквально соблюсти просто невозможно.

Еще в афонских храмах во внутреннем притворе часто стоит большая водосвятная чаша и во дворе тоже есть большая водосвятная чаша. Кроме того, большую роль играет трапеза. Напротив храма делают трапезную, а в трапезной обязательно есть игуменское место и места для всех остальных. В трапезной также происходит некоторая часть служб. В частности, сама трапеза считается частью службы.

4.6. Освящение храма.

Теперь несколько слов об освящении храма. Практика освящать храм, впервые отмечается в IV в. Евсевием Кесарийским в его «Церковной истории». Из свидетельства Евсевия видно, что храмы освящались просто через то, что в них впервые совершалась Евхаристия. Престол освящала сама Евхаристия, которая в первый раз на нем совершалась. Уже в VI веке в сочинении «О церковной иерархии» Псевдо-Дионисия Ареопагита говорится о том, что престол освящается миром, через возлияние на него святого мира. А к VII веку, как об этом свидетельствует Пасхальная хроника, в Византии уже был общепринятым обычай полагать под престол мощи какого-нибудь святого.

Вопреки представлениям о том, что христиане с первых лет своего существования служили Литургию на гробницах святых, это не так. Оказывается, это обычай сравнительно поздний, и надежно зафиксирован только для VII в. В катакомбах, если посмотреть, христиане действительно служили на гробницах. Но, оказывается, что, во-первых, в катакомбах есть престолы, из чего следует, что служили на престолах. И, во-вторых, сами гробницы устроены так, что служить на них очень трудно. Скорее всего, на гробницах совершались какие-то поминальные трапезы, но не евхаристия, хотя может быть и евхаристия. Но обычай полагать мощи под престол, повторяю, надежно зафиксирован только для VII в.

Итак, мы видим три элемента освящения: совершение первой Евхаристии, помазание престола миром и вложение Святых мощей в престол.

В древнейшем из сохранившихся византийских евхологиев - Евхологии Ватикана (Броберини 3-3-6, конец VIII в.) есть все эти три элемента. С освящением храма связаны 2 чина: один называется «Чин освящения», другой называется «Чин обновления», они идут подряд один за другим.