Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 85

Отдельно, уже при переходе ребенка в подрастковый возраст, совершался чин пострижения волос – чин перехода из отроческого в подростковое состояние. Пострижение волос имеет глубокое символическое значение: оно означает то, что человек становится воином Христовым. А так как волосы, как вы помните из рассказа о Сампсоне, из Книги Судей – это символ силы и могущества, то в чине пострижения волос человек отдает свою силу и могущество Богу, поступает как бы на службу к Богу. Не даром у нас заставляют всех подстричься перед армией – это вполне символично: призывники поступают на службу. Так же и здесь. На пострижение волос читались молитва: «Владыко Господи Боже наш», главоприклонная молитва: «Господи Боже наш» и совершался постриг. Со временем этот чин почему-то присоединился к чину Крещения. Этот чин по своему содержанию не связан с Крещением, а связан с тем, что человек становится сознательный воином Христовым. Мы видим, что этот чин в чем-то параллелен латинской конфирмации. Конфирмация - это обряд перехода из детского состояния - в отроческое, и пострижение волос - тоже. Но у нас он объединился с чинами восьмого дня.

Итак, мы выяснили все элементы крещального последования. Теперь несколько слов о современной практике. В современной практике, хотя никто не запрещает совершать оглашение как положено, то есть совершать все не в один день. А сначала прочитать молитву о переходе в разряд оглашенных, прочитать запрещение, потом немного пооглашать, хотя бы день, два. Затем с вечера спросить оглашенного об исповедании веры, а на другой день утром покрестить перед Литургией, затем совершить Литургию. Но сейчас чаще крестят людей мало церковных и все это делают подряд в один день, потому что не всегда можно быть уверенным, что человек на другой день придет. Поэтому при Крещении совершают все подряд, начиная с молитвы «О еже сотворити оглашенного», или даже чаще с молитвы восьмого дня – наречения имени, пропускают молитву сорокового дня (сейчас мы узнаем почему), и дальше все подряд как идет в Требнике. Сразу после Крещения совершают чины восьмого дня, хотя если есть запасные Дары, то можно ими причастить между чинами восьмого дня и Крещением (до чинов восьмого дня, чтобы соответствовало и содержанию и исторической реальности). Или даже хорошо бы совершить Литургию, но для этого надо требовать, чтобы крещаемые пришли натощак. И мы видим, что уже в «Дидахи» - древнейшем памятнике требуетсяне только прийти натощак, но предписывается поститься в течение нескольких дней перед Крещением. Более того, в Большом Требнике, в канонических указаниях говорится, что и священник, когда крестит, тоже должен крестить натощак. Это связанно с Литургией (в нормальном случае после Крещения должна быть Литургия). Младенцы причащаются не натощак, значит, их и крестить можно не натощак. Натощак из-за причащения.

После чинов восьмого дня, после омовения мира и пострижения волос у нас читают чин сорокового дня. Мы уже говорили о чине сорокового дня: он содержит молитву «о женщине родившей» и чин воцерковления младенца: конец этого последования: «Воцерковляется раб Божий». Чин сорокового дня имел в Византии вполне конкретное значение,– сделать человека церковным, но еще не крещенным, почему же у нас он совершается после Крещения. Неужели Крещения недостаточно для воцерковления? Само Крещение это уже воцерковление, человек уже часть тела Христова, он уже причастился и зачем его еще воцерковлять, он уже в Церкви. Чтение чина сорокового дня связанно с изменением отношения к самому Крещению в средние века на Руси и в Византии. Может быть, это связанно с появлением иконостаса. Во всяком случае, в нашем чине уже не прикладывают ребенка к престолу ни мальчика, ни девочку. Девочку даже не вносят в алтарь (а в Византии ее не только вносили в алтарь, но и прикладывали к престолу в чине сорокового дня, причем еще не крещенную). У нас только мальчиков подводят к алтарю, а девочек подносят целовать к иконам в иконостасе. Это, конечно, приводит к тому, что чин сорокового дня должен как-то по другому интерпретироваться, а не как воцерковление, потому что он теперь совершается в конце после Крещения. Ясно, что если сейчас его совершать до Крещения, то просто не поймут: уже другая традиция – пятьсот лет уже живем с таким обычаем. Я не призываю ни к какому изменению, а говорю об изменении понимания этого чина.

Давайте посмотрим литературу о Крещении в библиографии.

Во-первых, о таинствах в целом. «Исторические заметки о чинопоследованиях таинств» М. Арранца Хорошая книга, но у вас ее, к сожалению, нет. Книга М. Кунцлера «Литургия Церкви». Автор ее католик, но книга вполне православная. После Второго Ватиканского собора католики могут следовать той догматике какой хотят. Этот католик предпочитает православную догматику. Книга неплохая, в Москве ее сейчас можно купить. В этой книге рассматриваются достаточно общие вещи: о культе как таковом, о предмете культа, никакой конкретики нет, но все более или менее православно. Далее идут В. Прилуцкий «Частное богослужение в Русской Церкви», Н. Сильченков «Практическое руководство при совершении приходских треб» (книга содержит указание о разного рода сложностях практического характера), Иером. Филарет «Опыт сличения церковных чинопоследований по изложению церковно-богослужебных книг московской печати, изданных первыми пятью российскими патриархами». В этой книге Филарет сравнивает между собой книги московской печати первой половины семнадцатого века, показывает, что они между собой не согласны, и делает вывод, что старообрядцы обвиняют никониянцев в том, что они сделали какое-то изменение. Но сами старообрядцы пользуются книгами, которые не совпадают друг с другом, так, что эти изменения не очень актуальны. Книга Шмемана А. «Введение в литургическое богословие», ее тоже стоит почитать, в ней говорятся некие общие вещи о богослужении.