Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 75

Читаем дальше: «После того как женщины расплетут свои волосы и снимут золотые и серебряные украшения, имеющиеся на них. В установленное для крещения время епископ пусть вознесет благодарение над елеем, который называют елеем благодарения. Берет также другой елей, который заклинает и называет елеем заклинания. Дьякон приносит елей заклинание и становится по левую руку от пресвитера, другой дьякон приносит елей благодарения и становится по правую руку от пресвитера. Пресвитер принимает каждого из преступающих ко Крещению, повелевает ему отречься, говоря: «Отрекаюсь от тебе и всего твоего служения и от всех дел твоих»». Это и есть отречение от сатаны. «После того как он отрекся, пресвитер помажет его елеем заклинания, говоря: «Всякий дух да удалится от тебя». И, таким образом, пусть представляет его блаженный епископ или пресвитер, который стоит у воды и крестит. Дьякон тоже пусть пустит крещаемого таким образом в воду. Когда крещаемый идет в воду, то совершающий крещение пусть положит на него руку, говоря так: «Веришь ли ты в Бога Отца всемогущего?». И тот, кто крещается говорит: «Верую». Тот час, имеющий руку на голове, пусть погружает его один раз. После этого пусть он говорит: «Веруешь ли ты в Иисуса Христа Сына Божьего, рожденного от Духа Святаго и от Девы Марии, распятого при Понтии Пилате и умершего и погребенного и воскресшего в третий день живым из мертвых и вознесшегося на небеса и сидящего одесную Отца и паки грядущего судить живых и мертвых?» И когда крещаемый ответит: «Верую», пусть погружает его второй раз. И пусть снова скажет: «Веруешь ли ты в Духа Святаго, в Церковь, в воскресение плоти?» Крещаемый пусть говорит: «Верую», и тогда погружают его в третий раз. И после того как он выйдет из воды пусть пресвитер помажет его освященным елеем, говоря: «Помазывается святым елеем во имя Иисуса Христа». И после того как крещаемые оботрутся и оденут свои одежды, пусть войдут они в церковь. Епископ же, возлагая руку на них, пусть возглашает, говоря: «Господи Боже, соделавший сих достойными отпущения грехов и через омовение возрождения, сделай их достойными наития Духа Святаго. Ниспошли на них Свою благодать, чтобы они служили Тебе согласно Твоей воле, ибо Тебе слава подобает Отцу и Сыну и Святому Духу Святой Церкви ныне и во веки веков, аминь. » После этого наливает священный елей себе в руку и, возлагая на голову крещаемого, пусть говорит: «Помазывается святым елеем во имя Господа Отца, Всемогущего Иисуса Христа и Святаго Духа». Затем епископ дает ему лобзание. И с этого времени пусть они молятся со всем народом. После молитвы дается им лобзание мира, и тут же дьяконы пусть принесут епископу приношение, и он совершит благодарение над хлебом». То есть сразу начинается Литургия, начинается с первой ектеньи Великим входом. Совершается ектенья, которая потом переместиться в начало Литургии, Великая ектенья, приношение Даров, анафора. «И, когда епископ преломляет уже освященный хлеб, то, давая каждому кусочек, пусть говорит: «Хлеб небесный во Христе Иисусе», а принимающий отвечает «Аминь». Пресвитеры, а если их недостаточно и дьяконы, держат чаши и стоят благочинно со смирением. Первый человек держит чашу с водой, второй с молоком и медом, третий с освященным вином. Каждый отведывает из каждой чаши и говорит: «Аминь»».

Итак, какие моменты мы можем отметить в нашей схеме, какие моменты, отмеченные в Апостольском Предании, уже существовали в III в.? Мы можем отметить молитву «Во еже сотворити оглашенного» - то есть чин принятия в число оглашенных. В Апостольском Предании уже есть запрещение, есть отречение от сатаны и сочетание со Христом. При этом пункт 3.5 – чтение Символа веры в Апостольском Предании совмещен с самим погружением, с самим крещением.

Несколько слов о Символе веры: Первоначально Символ веры - это был текст, который человек читал при Крещении, тот минимум, который необходимо принимать, чтобы стать членом Церкви. Каждая церковь имела свой собственный Символ веры. Один из таких Символов веры – Никейский Символ веры был принят на Первом Вселенском Соборе в качестве общеобязательного. Для чего это было сделано, если в каждой церкви и так был свой Символ веры? Это был специальный Символ веры, где подчеркивалось единосущие Сына и Отца, против ереси Ария. Затем этот Символ веры был немного усовершенствован на Втором Вселенском Соборе – и так появился наш Никеоцареградский Символ веры. Но происхождение Символа веры было связано именно с Крещением, и во все остальные службы он попадает после. В Апостольском Предании он прямо соединен со священнодействием Крещения, а в нашем чине он соединен с обрядом отречения и сочетания. Далее есть пункт 1.3., 1.4. – освящение воды и освящение елея, есть помазание елеем радования (мы видим, что елей радования имеет достаточно сложную символику). Есть, конечно, троекратное погружение - пункт 2.2. Есть помазание миром: епископ помазывает освященным елеем, говоря «Подай крещаемым Духа Святаго» - это пункт 3.2. Ну, и, наконец, совершается крещальная Литургия. Ей соответствуют пункты 4.2., 4.3., 4.4.