Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 44

«Чин освящения» включает в себя: возлияние воды на престол со словами «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», что напоминает нам о крещении (престол как бы крещается), и затем помазанием престола святым миром с пением «Аллилуйя» (условно получается как бы Крещение и Миропомазание). Престол как бы символически принимает крещение. Так же весь храм помазывается миром. Есть и ряд других более мелких действий (читается несколько молитв), но это - основные. Более подробно порядок вы можете посмотреть или в Чиновнике, где, эти 2 чина объединены в один, или в книге «Реликвион», она у вас есть в списке. В ней есть перевод чина освящения храма XI в. (не древнейшего -VIII в., а - XI в., уже чуть-чуть боле развитого, но, все еще архаичного).

Второй чин, «Чин обновления храма» состоит из того, что духовенство с торжественной процессией приносит из другого храма, уже освященного, в этот освящаемый храм мощи святого. Приносит их, полагает под престол, после чего и совершается первая Литургия.

Все элементы чина, включены в состав этих двух последований. Одно последование соответствует свидетельству Псевдо - Дионисия Ареопагита, о том, что престол освящается через помазание мира. Второй чин соответствует свидетельству Евсевия Кесарийского, о том, что престол освящается через первую Литургию, при этом под престол полагаются мощи. Эти два чина составлены в доиконоборческую эпоху, но в ходе иконоборчества они претерпели изменения, поскольку иконоборцы боролись не только с почитанием икон, но также и с почитанием Святых мощей, постольку победив, иконопочитатели усилили акцент на мощах в чине освящения: действие вызвало противодействие. Соответственно, борьба иконоборцев с почитанием мощей привела к усилению акцента на положении мощей. Эти два первоначально разных чина объединяются в один, в одно цельное непрерывное последование. И из Евхологиев XI века, в которых переведено это последование XI века, где два разных чина объединены в один, с небольшими изменениями оно переходит в наш Архиерейский чиновник. Чин освящение храма можно найти в Архиерейском чиновнике.

Можно также отметить, что в Византии и Греции до сих пор престол сооружается из мрамора, из камня, в Росси, за недостатком мрамора и, наоборот, из-за обилия дерева, престол сооружается из дерева. Соответственно, византийский чин начинается с того, что мраморную верхнюю доску Престола, доску Святой трапезы, поднимают с колон престола, на которых она должна стоять, на эти колонны возливают кипящий воскомастик (такое клейкое вещество, составленное из мастики, воска и мраморной крошки) и затем прилепляют, нажимая на эту доску. Таким образом, она, прилипает к колоннам. А когда мы используем деревянный престол в России, то доску просто прибивают гвоздями к деревянным столбам - тогда воскомастик не нужен, но поскольку в греческом чине есть воскомастик, то его немного наливают сверху на эти гвозди. Этим греческий чин отличается от русского. В том, что касается материала святого престола. Престол может быть как деревянным, так и каменным.

Еще два слова об антиминсах. Антиминс (греч. «α̉ντιμήνσιον»), что значит вместопрестолие. «Аnti» («анти») - по-гречскивместо, «menso» («менсо») - по-латыни - престол. Первоначально этим словом обозначались переносные столики, которые ставились внутри храма. Для удобства причащения: ставились столики, на них ставились чаши и народ приходил причащаться, к этим столикам. Не знаю, есть у вас или нет, и до сих пор бывает, что для причащения используют подставку под чашу (в некоторых храмах такая подставка бывает). Она соответствует древнему анатиминсу. Ее начали использовать монофизиты, у которых не было возможности служить открыто (монофизитам на территории Византийской империи не позволялось служить открыто, они подвергались гонениям со стороны православной власти). И монофизитами был изобретен способ служить дома, но, тем не менее, на освященном престоле. Они по чину освящения престола освящали не целый престол, а только верхнюю доску, небольшую досточку. И на ней служили там, где для этого была возможность. А затем, этот обычай у монофизитов переняли православные иконопочитатели во время иконоборческого гонения. Иконоборцы не позволяли открыто служить в храмах православным почитателям икон, и они стали сооружать антиминсы, но уже не деревянные, как монофизиты, а из ткани, так появилась практика делать антиминсы. Затем, когда иконопочитатели все-таки победили, они сохранили антиминсы, как свой обычай, который позволил им выжить во время гонений. И стали помещать антиминсы на уже освященный престол. Так что теперь в России, на всех престолах, даже на освященных, лежит антиминс, хотя, в принципе, это не обязательно, поскольку антиминс - это замена престола в тех случаях, когда нет освященного престола. Антиминс освящается по Чину освящения престола. И если престол освящен, то антиминс, в принципе, употреблять не обязательно, но, тем не менее, есть такая практика, что антиминсы лежат на всех престолах, в том числе и на освященных. И на престолах тех храмов, которые еще не получили освящение (к примеру, реставрируется храм, его не освящают, а служат просто на антиминсе). Потому что на антиминсе, вообще-то, служить можно в любом месте, даже вот в этом классе, если принести антиминс, можно отслужить Литургию.

Антиминс выглядит как шелковый плат на котором изображено, как правило, положение Христа во гроб. Антиминс освящается по полному чину, т.е. помазывается Святым миром. В антиминс, в особый кармашек вложены мощи святых (небольшая частица мощей трех святых), вложены и запечатаны. Во время Литургии антиминс разворачивается, на нем совершается Литургия. Если вы видели во время Литургии, Антиминс обычно из ткани желтого цвета, завернут в чуть-чуть большую по размерам ткань красного цвета, которая называется илитон. Илитон от греческого «ε̉λητόν» («илитон») - заворачиваю, обертка (можно так перевести). В древности антиминсы были только в тех храмах, которые не были освящены, (а в освященных храмах антиминсы не лежали, потому что были не нужны) и на престоле лежал илитон. Он делался красного цвета для того, чтобы, когда бывает причащение и крошки неизбежно падают от святого хлеба на престол, их было видно, и можно было сразу собрать - на красном фоне их хорошо видно - вот для чего нужен илитон: он разворачивался во время службы. Это - не обертка для антиминса, а то, что разворачивают во время службы, во время причащения, чтобы не потерять крошки святого хлеба. Теперь в него заворачивают антиминс, крошки падают на антиминс.