Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 97

Елеосвящение совершается, как указано в Библии, на оливковом масле. Оливковое масло имеет большую символику, подсолнечное или какое-нибудь другое масло символики не имеет. Традиционно при елеосвящении ставят блюдо с пшеницей, туда втыкают семь свечек и ставят сосуд с елеем. У вас тут Китай рядом, наверное, поэтому вы используете рис, обычно берется пшеница. Рис никак не освящается, в чине нет ни слова, ни про рис, ни про пшеницу. Рис освящается постольку, поскольку, но масло освящается. Этим маслом нужно помазываться, когда болеешь. Но это не будет таинством.

Вода бывает двух освящений – великого и малого, позже мы вернемся к этому вопросу о том, в чем между ними разница. Почему вода великого освящения очень святая и почему вода с молебна считается менее святой, этого мы коснемся во второй части курса.

В непопираемое место высыпаются – Святые дары, Святое миро, вода Великого освящения и Антиминс, когда он обветшает.

Больных можно соборовать, хоть каждый день, но для здоровых людей по древней традиции соборование осуществляется раз в году – Великим постом, причем не просто постом, а в Великий четверг. Есть новая традиция собороваться не только Великим постом, а еще и в другие посты или вообще постоянно. В больничном храме для больных соборование совершается каждый месяц.

Как объяснить ежегодное соборование для здоровых людей: с одной стороны все мы немножко болеем (потому что сейчас экология плохая и все это), потом не всегда на исповеди человек говорит все до конца (кроме того, можно не так сказать), поэтому совершается дополнительное очищение души и дополнительное исцеление.

6.5. Таинство Брака

Таинство брака можно отчасти сопоставить с таинством священства. Как в священстве человек получает особые дары – быть духовным отцом и взращивать Церковь, так и в таинстве брака мы получаем благодатные дары: быть отцами многих людей по плоти и растить их, воспитывать, таким образом, умножая Церковь. Как священник может умножать Церковь проповедью, так и в семье дети растут и, благодаря им, растет Церковь. В отличие от других таинств, брак не обязательно бывает таинством. Возможен брак и вне таинства. Брак установлен Богом с самого начала существования человека. (Быт. 1, 27-28): «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог и сказал Бог: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ей и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными и над всяким животным, пресмыкающимся по земле»». И далее говорится: «И увидел Бог, что все, что Он создал и вот хорошо весьма». Человек с самого начала существует вместе с женой и ему дана заповедь образовывать семью. Семья это нормальная форма существования человеческого общества, установленная Богом. Человеческое общество так устроено Богом, что люди должны образовывать семьи. Так устроено с самого начала существования человека. Ничего плохого нет в браке как таковом. Бывает мнение, что в этом есть что-то нечистое. Но на самом деле Бог благословляет брак, и сама по себе совместная жизнь мужчины и женщины не является грехом. Грех был в том, что Адам не выполнил божественную заповедь, а воспротивился ей, а не в том, что он принял свою жену. Но после греха семья, как и многие другие стороны человеческой жизни, претерпевает изменение, искажение и порчу. Возникают и вообще ненормальные формы семейной жизни, какие-нибудь аборигенские, туземские, о которых нечего говорить. Но и сама семья и брак, продолжая носить благословение Божие, оказываются лишенными той первоначальной благости, какую они имели. Семья становится для человека источником многих скорбей, и даже Еве Господь говорит, что главное проклятие ее состоит в том, что она в болезни будет рождать детей и будет иметь влечение к мужу, который будет над нею господствовать, будет себя чувствовать неуютно. А Адам проклят тем, что постоянно трудится. Все это вы можете прочесть в книге Бытия, в третьей главе.

Как Христос относился к браку, еще до возникновения Церкви. Это мы видим в Евангелии от Иоанна. Господь не отказывается идти на брачный пир, напротив он туда идет. И не только идет, а еще и всячески его поощряет. Известный эпизод, когда не хватало вина, то Господь претворяет воду в вино, чтобы люди могли возрадоваться на брачном пире.

Брак, если он совершен законным образом, Богом признается за таковой. Распространенное мнение, что не венчанный брак, не брак, а блуд. Ничего подобного, не венчанный брак это совершенно полноценный брак, если он заключен по закону, то есть если люди расписались в ЗАКСе. Но Господь неоднократно говорит, что он не принимает развода. К этому вопросу мы вернемся. Итак, мы выяснили, что брак, если он заключен по закону и если это не какой-нибудь второй или третий брак или десятый брак, потому что наше советское государство разрешает, по-моему, неограниченное число раз вступать в брак, то такой брак является полноценным и благословленным Богом сожительством, и ничего дурного в нем нет.

В чем же заключается тогда таинство. Таинство заключается в том, что брак в христианстве получает новое измерение. Теперь эти два человека это не просто два ветхих человека, которые вступают в брак, но два новых человека и плод их любви тоже новый, не такой как в Ветхом Завете. Вот как говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам (Еф. 5): «Жены повинуйтеся мужьям как Господу, потому что муж глава семьи как Христос Глава Церкви и он же Спаситель Тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». То есть Брак двух людей сопоставляется с браком Христа и Церкви и является великой тайной по отношению ко Христу и Церкви. Подчинение Церкви Христу и искупительная любовь Христа к Церкви, которую Он спас, предав Себя за нее, составляет, поэтому живое правило, которому супруги должны следовать. И они будут на это способны, потому что благодать искупления распространяется и на их любовь, указывая ее идеал.