Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 28

В первых помяни, Господи, великаго господина и отца нашего Алексия, святейшего Патриарха Московского и Всея Руси и господина нашего высокопреосвященнейшего Вениамина (имярек правящего архиерея), архиепископа (его же есть область) их же даруй святым Твоим церквам, в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины. И всех, и вся.

Помяни, Господи град сей, в нем же живем (или весь сию, в ней же живем, или обитель сию, в ней же живем) и всякий град и страну и верою живущих в них.

Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и спасении их.

Помяни.Господи, плодоносящих и доброделающих во святых твоих церквах, и поминающих убо Тя, и на вся ны милости Твоея ниспосли» - это интерцессио.

10. И в конце славословие.

«И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Это анафора византийского обряда. Мы видим в структуре существенное отличие от александрийской анафоры: один епиклесис, и он идет не после санктуса, а после анамнесиса. Такм образом, мы можем наглядно убедиться, что анафоры разных традиций отличаются порядком частей.

Кроме того, в александрийской анафоре интерцессио идет сразу после префацио, а в византийской традиции интерцессио стоит в самом конце. То есть структуры совершенно разные.

Если мы теперь возьмем восточносирийскую анафору апп. Аддаи и Мари, то там тоже будет другой порядок частей. Анафора начинается с 1-й геханты (термины «кушана», «геханта» и «канона» относятся к тому, как анафора читается вслух или про себя). Эта анафора - классическая для восточносирийского обряда.

Анафора Адаи и Мари

1. Praefatio - вступительние.

«Достойно славы от всех уст и исповедания всеми языками и почитания и величания всеми тварями достопреклоняемое и преславное Имя (Отца и Сына и Святаго Духа), Которое сотворило мир по благоволению своему и живущих в нем по благости Своей. Который спас людей по милосердию Своему и оказал великую милость смертным».

2. Presanctus - предварение славословия.

«Величие Твое, Господи, благословляют и славословят тысячи горних духов и тьмы тем святых ангелов воинства духовных (существ), огненные и духовные слуги, со святыми прославляют Имя Твое, воспевая и восхваляя непрестанно, взывая друг к другу».

3. Sanctus – «Свят, свят, свят, Господь Саваоф. Бог сильный: полны небеса и земля хвалений Его и свойств существа Его и сияния света славы Его. Осанна в вышних. Осанна Сыну Давида. Благословен, Который грядет и приидет во имя Господне. Осанна в вышних». Видите, санктус в полной форме.

4. Postsanctus молитва, следующая за санктусом.

«Свят, свят, свят Ты, Господь Бог Саваоф, Которого славы полны небеса и земля, и свойств существа Его, (равно) как преславного великолепия Его, как написано: ««Я наполняю небо и землю» - говорит Господь Саваоф». Свят Ты Боже Отче по истине единый, от Которого именуется всякое отечество на небе и на земле; свят Ты Сын вечный, чрез Которого все сотворено; свят Ты Дух Святый вечный, Которым все освящается. Горе мне, горе мне: погиб я, ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа с нечистыми устами, и глаза мои видели царя Господа Саваофа. Как страшно теперь место сие: здесь не что иное, как дом Божий и врата небесныя. Ибо лицем к лицу Ты явился Господи. Да будет же ныне с нами благодать Твоя, Господи, очисти нечистоты наши и освяти уста наши. Соедини голоса ничтожества нашего с восклицаниями серафимов и архангелов. Слава щедротам Твоим, что Ты соединил земных с духовными.

С сими небесными силами исповедуемся Тебе и мы рабы Твои уничиженные, непотребные и немощные: ибо Ты оказал нам великую милость Твою неоцененную. Ты облекся в нашу человеческую природу, чтобы даровать нам жизнь божеством Твоим: возвысил смирение наше, восставил нас от падения, воскресил нас от смерти, отпустил грехи наши и оправдал виновность грехов наших, просветил разум наш и осудил врага, Господи Боже наш, и доставил торжество смирению немощи нашей природы. Обильными щедротами благости Твоей, о милосердный, отпусти грехи и преступления, прости прегрешения мои на суде.

И за все пособия Твои и милости Твои к нам мы будем возносить Тебе хвалу честь и исповедание и поклонение ныне и всегда, и во веки веков. Аминь». Это молитва, следующая за санктусом.

5. Intercessio - ходатайство, приношение.

Дальше идет молитва о принятии приношения, которая не имеет специального обозначения.

«Господи, Боже Саваоф, приими сие приношение (от рук нашей немощи) за всю Святую Соборную (кафолическую) Церковь и за всех благочестивых и праведных отцов благоугодивших Тебе, и за всех пророков и апостолов, и за всех мучеников и исповедников и за всех, которые просят молитвы от немощи нашей, и за меня смиренного и немощного грешника, Господи Боже наш, по щедротам Твоим и по множеству милостей Твоих призри на народ Твой и на меня немощного, не по грехам моим и заблуждениям моим, но да сподобятся оставления грехов своих через святое Тело сие, которое принимает с верою, благодатию милосердия Твоего во веки веков. Аминь».

И молитва - ходатайство.

«Ты, Господи по многим и неизреченным щедротам Твоим сотвори благую и благоприятную память о всех благочестивых и праведных отцах, благоугодивших пред Тобою, при воспоминании Тела и Крови Христа Твоего, которое мы приносим Тебе на чистом и живом жертвеннике Твоем, как Ты научил нас, и даруй нам мир Твой во все дни века сего. Господи Боже наш даруй нам тишину и мир Твой, во все дни века сего, чтобы все жители земли познали Тебя, что ты Бог Отец единый истинный и Ты послал Господа нашего Иисуса Христа Сына Твоего и возлюбленнаго Твоего. А Он, Господь и Бог наш принял и научил нас (во Своем животворящем Евангелии) всякую чистоту и святость (...)». Далее: «Помяни пророков, апостолов, мучеников, исповедников, епископов, учителей, священников, диаконов и всех сынов святой соборной (кафолической) Церкви, которые ознаменованы знамением жизни во святом крещении; также и нас, Господи». Это второе интерцессио. Необходимо отметить, что в древних текстах нет слова «помяни» и даже нет разделения текста в этом месте.