Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 3

В конце XIX в. возникает мощнейшая школа русских литургистов, в первую очередь в Киеве, в Казани и в других церковных центрах. К ним относятся Красносельцев, работавший в Казани и издавший целый ряд работ, его ученик Дмитриевский А.Н., работавший в Киеве, – самый крупный литургист, писавший на русском языке. Дмитриевскому удалось получить особые стипендии на поездки с научной целью, и он неоднократно бывал в таких древних церковных центрах как Афон, Палестина. В том числе и в Иерусалиме, в монастыре Саввы Освященного. Он бывал на Синае в монастыре св. Екатерины, где собрана богатейшая коллекция богослужебных рукописей, в Каире, в Александрии, в Италии (где очень много греческих рукописей), в других европейских городах. Он отличался, какой – то необыкновенной работоспособностью, изучил множество рукописей, делал из них огромные выписки, и затем издал три тома с описаниями литургических рукописей хранящихся в библиотеках Православного Востока. Это толстенные талмуды (том первый Tupika (Типика), том второй Eucologia (Евхологий), том третий Tupika(Типика)), в которых содержаться практически исключительно выписки на греческом языке из греческих рукописей. Т.е. это даже не исследование, а материал, без которого исследователю не обойтись. И до сих пор многие рукописи, которые Дмитриевский хотя и не целиком, но часто весьма большими выдержками опубликовал в своих работах, еще не изданы и книги Дмитриевского до сих пор являются важнейшим источником по литургике. Надо сказать, что Дмитриевский подготовил не три, а пять томов. Но сначала конфликт с управлением Киевской академии (Дмитриевский имел очень сложный характер и поссорился со своим начальством в академии и был вынужден уехать), а затем революция и конфликт также с Петербургской академией не дали ему выпустить два последних тома. Так они и лежат в рукописях в Петербургской Национальной библиотеке в архиве Дмитриевского. Кроме этой самой крупной работы Дмитриевский издал целый ряд других работ. Благодаря Дмитриевскому, его поездкам, было обнаружено целое множество памятников. Литургика получила очень мощный толчок в своем дальнейшем развитии. Невозможно себе представить контраст между представлениями по литургике до поездок Дмитриевского и после. Поскольку он обнаружил и опубликовал множество совершенно уникальных памятников. Благодаря Дмитриевскому, и его работами была создана целая школа крупнейших литургистов, среди которых были такие деятели как Прилуцкий, Пальмов, Меселовский, Диаковский, протоиерей Лисицын, протоиерей Корнилий Кикилидзе. Отдельно хочу сказать о Кикилидзе – поскольку, это крупнейший грузинский литургист. В грузинских рукописях содержится множество интересной информации, много такого, что до нас не дошло в греческих или славянских рукописях. Грузинские рукописи до настоящего времени также не достаточно хорошо изучены. Кикилидзе положил начало их изучению. Если уж речь зашла, то скажем немного о грузинских рукописях. О грузинских рукописях писали всего три крупных литургиста. Это протоиерей Корнилий Кикилидзе, который в советские времена возглавлял рукописный отдел в Тбилиси в Центральной библиотеке (этот отдел до сих пор носит его имя); Михаил Таркишвили, который перешел в иезуитство, но, тем не менее, является крупным литургистом и Елена Митровели – она жива до сих пор. Это тоже очень интересная тема.

Следующая очень известная работа профессора Киевской академии Скабаллановича «Толковый Типикон».

Авторитетным литургистом, занимавшимся русской проблематикой, а также проблематикой античной, первых веков христианства был Голубцов. Им изданы несколько книг, учебников, а также описаний чиновников русских рукописей XVI - XVII вв., которые после него так никто и не издал, хотя издания Голубцова, вышедшие 100 лет назад страдают недостаточной научностью. В библиографии есть несколько ссылок на книги Голубцова «Чиновник новгородского Софийского собора», «Из чтений по Церковной археологии и литургике» и другие.

Еще один литургист начала XX в. Карабинов И.А., исследовал Постную Триодь. Его работа «Анафора» была новаторской для своего времени.

Затем произошла революция и литургика в России закончилась: большевики не выделяли средств ни на какие исследования и вообще преследовали любые исследования в этой области. В Петербурге еще несколько лет просуществовал Богословский институт, где кафедру литургики возглавлял Дмитриевский. У него было несколько студентов, написавших ряд работ, которые хранятся в рукописях в Петербурге.

В середине XX в. единственным литургистом, писавшем на русском языке был Н.Д. Успенский – профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Во многом ему помогло то, что он, кроме того, что был литургистом, был еще и крупнейшим музыковедом - самым главным специалистом в России по древнерусской певческой музыке. Он был учеником Дмитриевского, но нужно сказать, что уже работы Успенского часто не достигают уровня работ крупнейших дореволюционных литургистов. Успенский практически не пользуется оригинальным материалом, кроме певческих рукописей. Его исследования повторяют исследования Дмитриевского, других авторов или какие-то работы западных авторов.