Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 45

Вопрос из зала: Частицы обязательно трех святых?

Ответ: Да, такая практика. В чине говорится о мощах трех святых, причем не любых святых, а мучеников.

Вопрос: Понятие мира жестко определяется?

Ответ: Достаточно жестко, но о мире мы сейчас не говорим, о мире мы завтра будем говорить. Святое миро употребляется в чине освящения храма лишь постольку, поскольку, главным употреблением для мира является таинство крещения и миропомазания. Завтра будет лекция, посвященная миропомазанию.

Вопрос: Антиминс обязательно желтого цвета?

Ответ: Нет, не обязательно, но, как правило. Антиминс бывает и белый и синеватого цвета, совершенно не обязательно желтого. Красный илитон делали для того, чтобы на нем были видны крошки. Но теперь, когда на нем все равно лежит антиминс это тоже уже не обязательно.

Вопрос: А, если престол освященный, на нем можно совершать Литургию? Если он освященный по полному архиерейскому чину, конечно. Другое дело, что в XVII в. собор 1667 г. принял постановление, что служить нужно всегда только на антиминсе. То есть это не будет нарушением с точки зрения догматической, потому что престол освящен. Но это будет нарушением с точки зрения административной, - собор 1667 года постановил, значит нужно служить. Другое дело, что этот собор авторитетен только для Русской Церкви - это собор Русской Церкви, соответственно, его решения распространяются только на Русскую Церковь. Если вы уедете в Болгарию, там этот собор не действует, там можно уже служить без антиминса. Понимаете разницу между нарушениями? Это все-таки очень разное - нарушить догматику и нарушить административное право. Право, конечно тоже очень плохо нарушать, но все-таки это не так страшно, как догматические вещи.

Вопрос: А почему священники совершают освящение в белом, облачаются в белое?

Ответ: Потому что богослужение торжественное, акт освящения, цвет торжественный. А, фартук? А Фартук зачем, фартук чтобы не запачкаться. Фартук как раз связан с воскомастиком, когда престол сооружают в Греции, то этот кипящий воскомастик может просто испортить облачение: облачения дорогие, чтобы их не портить, одевают фартук. У нас воскомастик используется в небольшом количестве, но так же, как греки, традиционно надевают фартук, хотя у нас особенно запачкаться нечем – просто прибивают гвозди.

Вопрос: А камни, которыми гвозди прибивают, складывают под престол?

Ответ: Это русский обычай, у греков нет никаких камней, и они ничего не обозначают.

Вопрос: А закладка камня?

Ответ: Вот это уже совершенно другое, есть такой чин закладки церкви, есть такой чин - Чин основания церкви и поставления там креста. Если вам интересно, вы можете открыть Требник и сами с этим чином познакомиться - такой чин действительно есть, он совершается. В то время как освящение храма совершается только архиереем, есть чин священнического освящения храма, он помещен в Большом Требнике, и является чисто русским изобретением, его изобрели русские во второй половине XVII века. Но этот чин не очень легитимен и в настоящее время патриархом Алексием не благословлен для употребления. Этот чин не является обще православным наследием, он называется «Чин освящения храма от иерея творимого» - достаточно сомнительный чин. Сейчас Патриарх не благословляет его употреблять, потому что совершителем освящения храма является епископ, а не священник. Чин основания церкви может, конечно, совершить и священник, так как в этом случае престол не освящается. Поэтому по благословению архиерея приходит священник, окропляется фундамент, поставляется крест, все это вы можете найти самостоятельно в Требнике, это достаточно короткий чин, в нем легко разобраться.

Вопрос: А каменный престол есть еще где-нибудь, кроме Византии?

Ответ: Каменный престол это просто общая древняя практика христиан средиземноморского региона, где много мрамора - это и Рим, и Византия, и Италия и другие страны. В России, где никакого мрамора, в общем, особо нет, используют деревянные престолы. До сих пор греки, болгары, сербы, румыны и т. д., если есть возможность, используют мраморные престолы. Но там, где нет мрамора - используются деревянные.

Вопрос: А зачем престол повязан веревками?

Ответ: Это тоже связано с особенностями чина освящения. Престол, после того, как осветят, облачают. Облачают его сначала в нижнее облачение и только затем в верхнее. Нижнее облачение перевязывают веревкой особым образом. И священник не имеет права эту веревку снимать. Она должна остаться неприкосновенной. Только епископ может. Если она обветшает, то епископ сам ее заменяет, или по его благословению благочинный или священник, но только по благословению епископа. Веревка, как бы сохраняя неповрежденным святое освящение, удерживает нижнее облачение. Сверху одевается верхнее облачение, для красоты, его можно менять. Нижнее облачение в Чиновнике называется - «катасарка» или по-русски - «срачица» от греческого «κατασάρκινον» («катаса́ркинон») – «приплотие», а верхнее называется «индития» от греческого глагола «ε̉́νδυτος» («индютос»), т.е. облачаю - просто облачение, индития. Нижнее облачение не снимается, символизируя неповрежденность освящения. Оно не стирается, если оно обветшает, то тогда или епископ снимает, но епископ сам, наверное, не поедет ради этого, и он дает благословение. Без благословения епископа нижнее облачение не снимается.

Вопрос: Сколько продолжается освящение храма?

Ответ: Освящение продолжается часа полтора. Потом обязательно совершается Литургия.

Вопрос: Скажите, в каком веке примерно появилось разнообразие облачений священников?

Ответ: Про облачения священников мы будем отдельно говорить, когда будем говорить о хиротонии.

Греческий чин освящения интересный, он примерно такой же, как сейчас у нас. Только этот чин рассчитан на мраморный престол, а в русском чиновнике - на деревянный. Разница чисто технологическая.


5. Византийский чин Божественной Литургии.

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

ПРОСКОМИДИЯ