Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 13

3.1. Этапы развития византийского обряда

IVв. – основание и освящение Константинополя.

Vв. – первоначальное развитие.

VIв. – Юстиниан: постройки храмов и другое (Юстиниан много сделал для службы, скажем “Единородный Сыне”, написанный Юстинианом, читается за богослужением).

VII-VIIIвв. - на рубеже VII-VIIIвв в Константинополе произошла реформа лекционарной системы (лекционарная система – чтение Священного Писания за богослужением). Сейчас у нас на Пасху читается первое зачало от Иоанна (в другой день – другое), а в старой константинопольской лекционарной системе на Пасху читалось последнее зачало от Марка (то есть было другое разбиение чтений Евангелия, Апостола, Псалтири).

Конец VIIIв. – начало IXв. (рубеж веков) – Студийский синтез. С этого времени существует как старая константинопольская традиция, которая в IX-Xвв. получила название «Типикон Великой церкви», также и Студийский устав (Студийский типикон). Почему синтез, потому, что он с одной стороны берет что-то из «Типикона Великой церкви», с другой стороны, некоторые обычаи берет совершенно из другого места - из Палестины (в основном суточный круг и немного гимнографию, все-таки Календарь церковный у Феодора Студита - это календарь константинопольский, литургия константинопольская, лекционарная система - константинопольская).

IX, X, XI, XIIвв. – Существует Студийский устав в разных его редакциях и, при этом монастырский Студийский устав гораздо проще для исполнения: он не требует большого количества клириков, хороший хор и много другое, монастырский устав гораздо проще – его может служить один монах. И поэтому Монастырский устав постоянно оказывает влияние на «Типикон Великой церкви». Богослужение все более и более приобретает черты монастырского устава.

В начале XIIIв., а именно в 1204г., происходит страшное потрясение, которое поставило крест на старой классической Византии, а именно: падение Константинополя (IV Крестовый поход – взятие крестоносцами Константинополя). После того как была произведена Реставрация Византийской империи примерно через 50 лет (50 лет Никейской империи, и восстановление Константинополя), Византия уже никогда не достигла того блеска, той славы, которую она имела до этого времени. Византия после восстановления это уже гораздо более варварское государство, гораздо более слабое. В 1204 г. заканчивает свое существование «Типикон Великой церкви» поскольку он, во-первых, очень сильно связан с самим храмом Софии – Великой церковью, во-вторых, «Типикон Великой церкви» требует участия большого числа образованных клириков. И поэтому, когда примерно через 50 лет восстанавливается Константинополь, богослужение православного Константинополя, то оно проходит уже по Монастырскому типикону. С этого времени существует только Студийский устав.

При этом в XIIIв., по всему православному востоку получает распространение палестинская версия Студийского устава, называемая Иерусалимским уставом. Именно она и победила, в конце концов, и с XIVв. она стала использоватся всей Церковью. В настоящее время вся православная Церковь, за исключением отдельных (каких-нибудь экспериментальных) приходов служит по Иерусалимскому уставу.

В течение всего времени развития византийский обряд постепенно обогащался новой гимнографией, праздниками, чинопоследованиями, (уже в наше время, например, добавился чин освящения самолета – 100 лет назад такого чина не было, или благословение на воздушное путешествие).

Два слова об истории русского богослужения. В отличие от византийского богослужения (где вы видите какие-то реформы, изменения, так все это живо), на Руси все произошло гораздо проще. В конце X в. после крещения Русью был принят византийский обряд (вопрос этот не до конца ясен, но, скорее всего, была принята одна из редакций Византийского устава). В середине XIв, (в 60 - е годы - и это совершенно точно, об этом даже говорится в Летописи) преподобный Феодосий Печерский вводит в своем монастыре, в Киево-Печерской Лавре одну из редакций Студийского устава – Студийско-алексеевский устав. А поскольку почти весь епископат Русской Церкви того времени рукополагался из монахов Киево – Печерского монастыря, то Студийско-алексеевский устав быстро распространился по всем епархиям и с XI в. стал основным уставом Руси. С середины XI в. вся Русь служит по Студийско – алексеевскому уставу. И только в конце XIVв. - начале XVв. под влиянием всеобщего перехода на Иерусалимский устав, Русь тоже переходит на Иерусалимский устав (который на самом деле является как мы выяснили одной из редакций Студийского). Была одна редакция Студийско-алексеевская, стала другая: Иерусалимский устав более развитая редакция Студийского устава. И так уже до наших дней с XVIв. по XXIв. В XVIIв. произошла реформа (на самом деле весь XVII в. идет реформа). Но первую половину XVIIв. она шла по одним принципам, а вторую по другим. И эти принципы не все поняли. Явно какие-то из них были ошибочными, что-то делали не так. Это была не настоящая реформа устава, а просто редактура: просто редактировались богослужебные книги. По сравнению с переходом с одного устава на другой, в реформе XVII в. гораздо меньше событий: здесь сменился целый устав. В Византии, вы видели, меняли вообще целую систему, а в XVII в. просто правили грамматику, немного редактировали. Но эта редактура осуществлялась как-то так, что народ не очень понимал, что происходит, и возник старообрядческий раскол, который существует до сих пор.

В первой половине XVII в. стали издавать книги. К середине века вышло последнее издание патриарха Иосифа с добавлениями об анафематствований всех, кто хоть одну букву исправит. И тут же приходит Никон и начинает исправлять не букву, а целые слова, и, естественно, начинаются искушения.

Дальше, в XVIIIв.-XIXв. происходит Синодальная реформа с тенденцией к приспособлению службы к условиям изменяющейся жизни: от старого уклада Византии и Руси мы переходим к европейскому укладу жизни, соответственно изменяется не устав, а практика совершения служб, используются разнообразные сокращения.