Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 91

При хиротонии епископа сохраняется такой же порядок: две молитвы, облачение с пением «Аксиос» и поставленный епископ говорит: «Мир всем» перед Апостолом и продолжается Литургия.

О поставлении в церковные степени я сейчас намеренно не говорю. С жизнью клириков и с избранием клириков связан целый ряд церковных правил, целый ряд церковных канонов. Каноны большей частью посвящены именно клирикам: весьма много говорится об избрании клириков, о том, каким должен быть клирик, о том, какие наказания для клириков предусмотрены. О мирянах канонов гораздо меньше чем о клириках. Можно сказать о препятствиях к священству. В каноническом праве разделяют два вида неспособности к священству: абсолютную и относительную. Для абсолютной неспособности к священству может быть только две причины: если ставленник женщина или если он некрещеный (женщин и некрещеных ставить нельзя ни в каком случае). Относительная неспособность к священству у человека, имеющего смертный грех на душе (он после крещения совершал убийства или блуд, или он совершал еще какой-то серьезный грех) или если этот человек просто второбрачный. Такого человека ставить в клирики тоже нельзя. Поскольку семья священника должна быть примером для других людей, в священники допускаются только люди, состоящие в первом браке. Причем жена тоже должна быть первого брака: священник должен быть женат на девице, не бывшей раньше замужем. Это не все относительные препятствия, бывают и другие, например, плохо видящий священник – не должен плохо видящий человек ставиться в священники. Но если невозможно найти другого кандидата, то таких можно ставить. Вот что значит относительное препятствие. Таких ставят только при крайней нехватке кандидатов. Соответственно после хиротонии дьякона и священники уже не могут жениться, если они были рукоположены неженатыми, они остаются неженатыми, если они были рукоположены женатыми, то они повторно жениться уже не смогут, или они должны оставить священный сан. При этом они считаются мирянами и совершенно полноценными людьми, только не клириками. Епископ в древности мог быть женат. Так мы видим у апостола Павла: «Епископ да будет одной жены муж». Многие святые епископы были женатыми, например, Спиридон Тринифунский или Григорий Низский. Но со временем с увеличением размера епархий и с увеличением обязанностей епископа для управления Церкви стало удобно, чтобы епископ был не женат. Но никакого правила не принималось до времени иконоборчества. Во время иконоборчества очень многие епископы стали иконоборцами, и иконопочитание во многом было защищено силою монахов: именно монахи в свое время настояли на иконопочитании. До иконоборчества монахи играли определенную роль в Церкви, но не определяющую. После же того, как иконопочитание было восстановлено монахи, можно сказать, захватили власть. Практически все епископские кафедры были заняты монахами, и тогда же было принято решение в епископы ставить только монахов, поскольку епископы не монахи в тот момент себя дискредитировали иконоборчеством. С той поры повелось ставить в епископы монахов. Монашествующих клириков называют: иеродьяконами, иереями, епископами. Степени игумена и архимандрита не являются священными, а являются церковными, также как, например, степень архидьякона. Первоначально такими именами назывались настоятели монастырей: монастырей поменьше – игуменами, монастырей покрупней – архимандритами. То есть это была даже не церковная степень, а просто указание на место работы.

Мы рассмотрели в общих чертах чинопоследование хиротонии. С хиротонией связано весьма много писаний канонического характера.

Еще я обещал сказать о возложении рук. Символика возложения рук в Библии тоже весьма богатая: через возложение рук ветхозаветные патриархи благословляли своих сыновей. Вы помните историю с Исааком или с другими ветхозаветными патриархами. Кроме того, через возложение рук дается особый дар, который, например, не получил Исав, потому что его брат вместо него подошел под возложение руки. Возложение рук играет большую роль при принесении ветхозаветных жертв: то есть, скажем, в обряде изгнания козла отпущения, на козла возлагали руки, и это означало, что он принимает на себя все грехи, грехи всего народа. Этот знак сообщения силы, сообщения особого дара пришел и в нашу практику. Возложение руки – центральный обряд рукоположения.

Давайте посмотрим литературу таинства священства. Здесь даны всего две книги, но они вполне исчерпывают этот вопрос в настоящий момент: Дмитриевский А.А. «Ставленник» и Неселовский А. «Чины хиротоний и хиротесий: опыт историко-археологического исследования». В этих двух книгах очень подробно описана история византийских чинов рукоположения. И хотя сейчас можно было бы написать книгу с учетом данных в большей степени отвечающих современности, но и в этих книгах содержится более чем достаточно информации по поводу истории и содержания чинов рукоположения. Достаточно много информации содержится в книге Трембелоса и Микрона «Евхологий». Они тоже много пишут и о древних и о византийских чинах хиротонии.

Есть ли у вас какие-то вопросы по поводу таинства священства?

Вопрос: Что вы можете сказать об извержении из сана?

Ответ: За определенные проступки или по желанию священника он может быть лишен сана. Обряда лишения сана никакого нет, просто епископ подписывает соответствующее определение. Тем не менее, такой обряд иногда встречался на Руси. Скажем, в XVII в. известна история, когда Никона извергали из сана какими-то обрядами, но как специальный чин не сохранился, нелепый был бы какой-то чин. Интересно, что такой чин, есть у униатов. Сейчас его может быть нет, но несколько книг XVII в с этим чином я видел своими глазами. Человека, которого они извергали из сана, облачали в черное облачение. На Литургии, на Великом входе священнику давали нести сосуды, но он их нес пустые и вверх ногами, затем у него епископ последовательно отбирал все сосуды, облачение, при этом пелось «Анаксиос». У католиков униатов в рукоположение входит помазание миром руки рукополагаемого священника, поэтому при извержении из сана епископ ножом символически соскабливал с руки священника это помазание. И всю остальную литургию этот человек стоит уже в простой одежде. В конце Литургии, если его наказывают за церковный проступок, то его просто выгоняют, а если за светский, то епископ жезлом тычет его в сторону полиции. Но это униатский чин, а не православный.