Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 95

И затем, «когда все это к нему изречеши … и он паки вся яже от себе без студа открыет. Речеши ему: «Поклонися». Приклоняет свою главу исповедуемый, духовник же глаголет молитву: «Господи Боже спасение рабов Твоих …»». У нас сейчас распространился обычай накрывать голову исповедующегося епитрахилью. Этот обычай нигде не указан, он появился всего лет сто назад, у греков его нет. Этот обычай нормальный, но совершенно не обязательный, все так уже привыкли, я не против этого обычая, только некоторые священники думают, что это очень важно. Еще Алмазов пишет об этом обычае как о любопытной особенности некоторых епархий, то есть сто лет назад, когда Алмазов писал свою книгу этот обычай еще не был в повсеместной практике, обычай совсем недавний. Я не против такого обычая, но он не должен возводится в догмат. После этих трех молитв прибавлена формула: «Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своими и человеколюбием да простит тебе чадо (имя рек) все согрешения твоя и аз недостойный иерей властию мне данной прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Мы видим, что, с одной стороны, эта форма католического происхождения, с другой стороны она исправлена как православная. Он не говорит: «Аз Христос, властию мне данной прощаю», он говорит: «Аз недостойный иерей». В ней нет католического лжеучения о том, что священник становится Христом на время совершения таинства, а говорится: «Я, недостойный иерей». В конце читается «Достойно есть» и отпуст. Молитвы перед исповедью по-разному могут сокращатся, можно только сказать, что часто бывает так, что говорят эту одну формулу, а другие молитвы вообще не читают. Это, конечно, неправильно: нужно хотя бы одну молитву из этих трех прочитать. Католики говорят: «Я тебя прощаю и разрешаю», как будто это Христос говорит. А у нас говорят: «Бог да простит тебе» - все-таки есть как бы прошение к Богу. И священник сам не говорит, что я Христос, он говорит, что я недостойный иерей. Видите, как произошло, формула вроде бы католического происхождения, но она так благодатно исправлена. Я хочу сказать, что этой формы одной недостаточно, надо все-таки прочитать молитву (одну из трех).

Чин причащения больного

Давайте посмотрим еще чин причащения больного. Здесь у нас есть разрешительная молитва, и ее было бы достаточно, но часто прибавляют еще молитву: «Господь и Бог наш Иисус Христос», что совершенно не обязательно. Чин причащения больного на самом деле это чин краткой исповеди – альтернативный чин исповеди: сначала три молитвы просто о больном, а потом: «Аще будет больной прежде сего исповедался (то есть если он до этого исповедался, то причащается, а если нет, то совершается чин краткой исповеди состоящий из одной молитвы «Господи Боже наш Петру и блуднице грехи оставивый»)». С литургической точки зрения об исповеди сказать, в общем, нечего, видите, крайне простой чин, а дальше это вопрос духовной жизни. Еще можно сказать, что священники, если исповедуются, исповедуются у престола.

Вопрос: Раньше было покаяние перед всеми мирянами, вопрос о том, когда появилось таинство покаяния?

Ответ: Мы видим, что таинство покаяния появляется в Евангелии от Иоанна: «Кому простите - простятся». Исповедь во всеуслышание, она если и практиковалась, то очень мало и в самой ранней Церкви, а затем во всеуслышание объявлялись только серьезные грехи, которые и так все знали. Убил кого-то человек и пришел каяться, говоря: «Братия я вот убил», ему говорят, что он не будет причащаться десять лет. Он десять лет ходит в храм, и десять лет не причащается. Потом епископ разрешает ему причащаться, читает разрешительную молитву и он причащается. Этот срок может быть сокращен, тут у вас есть эти сроки, давайте посмотрим.

Вопрос: Есть смертные и не смертные грехи?

Ответ: Смертные и не смертные грехи – такое разделение существует в католической церкви, в Православной Церкви такого разделения нет. С одной стороны, любой грех смертный, а с другой стороны, любой грех может быть прощен, непростительного греха не бывает. Но грехи имеют некоторую меру.

Вопрос: А самоубийство не прощается?

Ответ: Самоубийство это такой случай, когда человека уже нет. Ну, как можно простить самоубийство: в том мире может быть, и прощается, кто знает, о том мире мы ничего не знаем, мы говорим сейчас об этом мире.

Еще об общей исповеди. У вас бывает общая исповедь? Да. В Требнике нигде общей исповеди нет, такого чина нет.

Давайте посмотрим сейчас сроки отлучения.

6.4. Таинство елеоосвящения

Послание Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитера Церкви и пусть помолится над ним и помажет его елеем во имя Господне и молитва веры исцелит болящего, восставит его Господь и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15). Таинство елеопомазания заключается в том, что священники молятся о болящем, помазывают его елеем. И в результате тот получает прощение грехов и исцеление. В Евангелии от Марка (МК. 6, 12-13) говорится, что апостолы пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов, многих больных мазали маслом и исцеляли. Здесь описываются события до страстей Господних. Все таинства возможны только благодаря тому, что Христос пострадал и воскрес, то есть здесь еще не может говориться о таинстве елеоосвящения. Но с другой стороны апостолы, вы видите, ходят, мажут больных маслом и исцеляют – отсюда, видимо, и произошло таинство елеоосвящения: из послания Господом апостолов на проповедь. Господь им заповедовал мазать больных маслом, и этот обычай превратился в таинство елеоосвящения. Таинство елеоосвящения в истории Церкви совершалось по-разному. Достаточно неинтересно сейчас говорить о его развитии. Необходимо только сказать, что в Византийских рукописях, как правило, таинство елеоосвящения предваряется особой службой о болящем. Накануне, до того как совершалось таинство, пелась служба о болящем (к обычной вечерне и утрене прибавлялись песнопения, содержащие моления о болящем). А само таинство соединяось с Литургией. Или же елей во время проскомидии освящается, или таинство совершается во время Литургии: каким-то образом оно соединялось с Литургией.