Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 25

«И молим ти ся, и просим Тебя, Человеколюбче Благи́й: «Помяни, Господи, святую и единую, соборную и апостольскую Церковь от концев ея: все народы и все паствы Твои. Мир небесный даруй сердцам всех нас, и мир сей жизни дай нам. Помяни Царя, воинство, начальников, советы, народы, соседей, входы и исходы наши дай нам во всяком мире. Царь мира, даруй нам Твой мир в согласии и любви, владей нами Боже, другого, кроме Тебя не знаем. Твое имя именуем, оживотвори души всех нас, и не преодолеет смерть греха нас и весь народ наш. Больных из народа Твоего, Господи, призрев милостию и щедротами, исцели. Отстрани от них и от нас всякую болезнь и немощь, духа слабости отгони от них. Лежащих в продолжительных болезнях - восстави. Мучимых духами нечистыми исцели. Находящихся в темницах или рудокопях, или под судом, или в осуждении, или в ссылках, или в горьком рабстве, или изнуряемых налогами - всех помилуй, всех избавь. Ибо Ты - Бог наш, разрешающий связанных, исправляющий расслабленных, надежда безнадежных, помощь беспомощных, восстановление падших, пристань обуреваемых, отмститель угнетаемых: всякой души христианской страждущей и притесняемой подай милость, подай облегчение, подай отдохновение. Также и наши, Господи душевные болезни исцели, телесные немощи уврачуй, врач душ и тел, призревающий всякую плоть, призри и исцели нас посредством врачевства Твоего. Путешествующим братьям нашим или имеющим путешествовать на всяком месте спутешествуй: или по суше, или по рекам, или по озерам, или дорогам, или каким бы то ни было образом совершающих путь всех везде приведи в пристань спокойную, в пристань спасительную, удостой быть их обладателем и сопутником, возврати (их) родным их радующимся, здоровыми, здоровых, здоровым. Также и наше, Господи, странствование в сей жизни сохрани невредимых и необуреваемых до конца.

Дожди благотворные обильно воспошли на места, имеющие потребность и нужду (в них). Возвесели и обнови нисшествием их лице земли, чтобы она оживилась каплями его произращая. Речныя воды подними до собственной меры их: возвесели и обнови восшествием их лице земли. Потоки ее наводни, умножь поизведения ея. Плоды земные благослови, Господи, сохрани целыми и невредимыми для нас, возведи их для нас в семя жатву. Благослови и ныне. Господи, увенчание года благости Твоей для всех нас, надеющихся на Тебя и призывающих святое имя Твое. Ибо очи всех на Тебя, и Ты даешь пищу их в свое время. Дающий пищу всякой плоти, исполни радости и веселия сердца наши, чтобы всегда, имея всякое довольство, мы изобиловали всякими добрыми делами во Христе Иисусе, Господе нашем.

Царь царствующих и Господь господствующих, царство раба Твоего православного и христолюбивого царя нашего, котораго Ты устроил царствовать на земле, в мире и мужестве и правде (сохрани); (покори под ноги Его) Боже всякого врага и противного туземного и иноплеменного; возьми оружие и щит и восстани на помощь ему, и обнажи меч и прегради путь преследующим его. Осени над главою его в день брани. Посади от чрева его (на престол его). (Внуши сердцу его) благое о Святой Твоей Соборной и Апостольской Церкви и всем христолюбивом народе, чтобы нам в тишине его проводить тихую и спокойную жизнь во всяком благочестии и чистоте. Души прежде почившх в вере Христовой отцев и братий упокой, Господи Боже наш. Помянув, бывших от века: праотцев, отцов, патриархов, пророков, апосолов, мучеников, исповедников, епископов, преподобных, праведных, всякий дух скончавшихся в вере Христовой, и тех, которых память совершаем в нынешний день, и святаго отца нашего Марка апостола и евангелиста, показавшего нам путь спасения»».

«Радуйся Благодатная, Господь с тобою . . .»

(Диакон читает диптихи о скончавшихся)

«И все их души упокой. Владыко, Господи Боже наш в обители святых Твоих, в царстве Твоем, даровав обетованные Тобою блага, которых глаз не видел и ухо не слышало и в сердце человеку не приходило, которые Ты Боже приготовил любящим святое Имя Твое. Их души упокой и удостой Царства небесного, а нам даруй окончание жизни христианской и благоугодное Тебе и безгрешное, и сподоби нас получить часть и жребий со всеми святыми Твоими». Это интернецио - длинная ходатайственная часть.

Моление о приношении жертвы (включенное в состав интернецио).

«Жертвы и приношение приносящих эти благодарственные дары приими Боже на святый и небесный и мысленный Твой жертвенник в высоты небесныя через слуг Твоих архангелов, от тех, которые принесли много и мало, тайно и явно, желающих (принести) и имеющих, и от тех, которые в нынешний день принесли приношения, как Ты принял дары праведника Твоего Авеля, жертву отца нашего Авраама, фимиам Захарии, милостыню Корнилия и две лепты вдовицы». А дальше опять продолжается интерцессио.

3. Presanctus - предварение славословия.

«Ибо Ты выше всякого начальства и власти и силы и господства и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. Тебе предстает тысячи тысяч, тьмы тем, роды существ многочисленные херувимы и шестикрылые серафимы, которые двумя крылами закрывают лица, двумя - ноги и двумя летают, и взывают друг к другу, не умолкающими устами и непрестанными богословиями победную трисвятую песнь, поя, возглашая, славословя, взывая и говоря великолепной Твоей славе:»

4. Sanctus (славословие) – «Свят, свят, свят, Господь Саваоф. Полны небо и земля святей славы Твоея».

5. Postsanctus – «Всегда все святит Тебя, но со всеми святяшими Тебя пришли Владыко Господи священие и от нас вместе с ними поющих и говорящих: «Свят, свят, свят Господь Саваоф. Полны небо и земля святой славы Твоея»».

6. Epiclesis 1. Далее прошение о наитии Святаго Духа. «Поистине исполнены небо и земля святой славы Твоей, через явление Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа исполни Боже и сию жертву благословения Твоего через наитие Всесвятаго Твоего Духа». Это первое прошение о наитии Святаго Духа – эпиклесис 1.