Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 98

Жертвенная любовь Христа, явленная на Кресте – идеал любви для человеческого брака. Иными словами брак в христианстве является таинством, поскольку это брак во Христе. Это не «ветхий» брак, который мы так же признаем, но новый брак во Христе. Каким образом совершается таинство брака? Оно должно совершаться с согласия Церкви (поскольку оно происходит в Церкви) и центральным моментом такого брака, такого чинопоследования должно быть совместное причащение супругов. Когда они вместе приступают ко Христу, тем самым перед всей Церковью свидетельствуют свою верность друг другу. Что, однако, не исключает того, что они должны зарегистрировать свой брак по действующим государственным законам. Свидетельство о том, что брак именно так и происходил, мы видим в пятой главе Послания к Поликарпу свщ. – муч. Игнатия Богоносца. То есть уже на рубеже I-II в. – это древнейшее свидетельство о таинстве брака, как о таинстве. «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа». Существует обычай, что христиане, вступающие в брак по обычным правилам, должны получить согласие епископа и совместно причаститься, по крайней мере, в первый день брака.

История развития чинопоследования таинства брака тоже достаточно сложный вопрос. Древнейший чин таинства брака – Византийский. Византийское чинопоследование заключалось в двух обрядах: обряде обручения и обряде совместного причащения и венчания. Обручение, судя по всему, первоначально не являлось церковным обрядом, а соответствовало современному государственному браку. Как сейчас у нас в ЗАКСе говорят: «Обменяйтесь кольцами», также, видимо, и раньше в Византии обменивались кольцами, и это было государственным браком. Но постепенно этот обычай перешел в церковное последование обручения. Из этого, какой можно сделать вывод? Обручение это не какое-то предварительное последование, это уже фактически заключенный брак. Об этом говорят и церковные каноны. Если кто-то обручился с одним человеком, а потом женится на другой, то он прелюбодействует. Обручение это не предварительный чин, а уже фактически вступление в брак. Церковные каноны, с одной стороны, говорят, что обручение это уже как заключенный брак, но после обручения, все-таки, совместная жизнь еще не начинается. И чин собственно церковный это чин венчания. Сейчас это оба церковных чина, но происхождение их различно. Собственно церковный чин – это чин венчания. Возник он, скорее всего, под влиянием императорского чина, поскольку в рукописях часто говорится о чине венчания царей, князей и прочих православных христиан. Первоначально, в продолжение многих веков простые люди христиане, видимо, вступали в брак просто гражданским порядком, а таинство сводилось к тому, что они получали благословение епископа и вместе причащались, тем самым брак становился с согласия Церкви, во Христе. А для императора был более торжественный обряд – венчания. И этот обряд потом стали использовать для всех христиан. Центральным моментом является венчание и совместное причащение. Наш современный обряд отличается в некоторых моментах от Византийского, но в целом он такой же, за исключением того, что из него исключено совместное причащение.

Давайте теперь рассмотрим наш обряд.

В начале идет обручение. Жених и невеста стоят, а перстни их полагаются на престоле (золотой и серебренный). Чин начинается с каждения, священник кадит новобрачных со всех сторон, как некую святыню. Читается Великая ектенья и главоприклонная молитва, посмотрите по Требнику. А затем надевают на них перстни: сначала мужу - золотое, а затем серебрянное - жене. Священник говорит: «Обручается, обручается» и трижды переменяет перстни, так что, в конце концов, оказывается у жены золотое, а у мужа серебренное. Это показывает, что муж имеет больше твердости, а жена более хрупкая, более драгоценная. Потом читается еще одна молитва и ектенья. На этом обручение заканчивается. Сейчас сразу после обручения бывает венчание. Раньше обручение могли делать за год до венчания. Какой в этом был смысл? Два человека решили пожениться, но сейчас они, к примеру, не имеют возможности купить квартиру, они обручаются. Тем самым они уже фактически поженились, не нужно думать, что они обручились и теперь им можно гулять вместе, а до этого нельзя было. Нет. Совершенно ничего не меняется внешне, только с внутренней точки зрения они уже обручились. Исторически обручение связанно, судя по всему, с тем, что обручение было когда-то государственной регистрацией брака. В России до XVII в. примерно так же и было, а затем Петр I вводит обязательное обручение или незадолго, или сразу перед браком. И с тех пор обручение и брак совершаются подряд. Чтобы не было канонически не легитимных людей: когда они обручаются, и через много лет совершенно на другом человеке женятся. Существует такая точка зрения, что обручение это условная вещь: два человека не знают, будут они вместе жить или нет: они обручатся и посмотрят. Такая точка зрения неприемлема. У католиков обручение это не церковный чин, у них обручение в другом: человек дарит девушке кольцо и все. Там нет никакого церковного последования.