Понятие литургики. Понятие о богослужении. Византийский обряд. Таинство Евхаристии. Византийский чин Божественной Литургии, страница 101

Мы рассмотрели с вами первый брак. Давайте посмотрим второй брак. Следующий чин в Требнике – чин второго брака: «Последование два брачных». В отличие от первого брака, который считается абсолютно благодатным союзом двух христиан, второй брак считается уже не то, чтобы чем-то плохим, но уже второсортным и несовершенным. Вот как пишет Апостол Павел в своем Послании к Коринфянам (Кор. 7, 8): «Безбрачным же и вдовам говорю, хорощо им оставаться как я (апостол Павел был безбрачный), если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». Второй брак принимается уже не как благодатный союз, а как послабление к немощи плоти. Давайте посмотрим чин второбрачных. В этом чине другие молитвы, содержание молитв другое. Молитва, главоприклонная молитва, потом сразу венчание, видите, без перерыва. Этот чин короче, псалма нет, каждения нет. Чин первого обручения начинается с каждения, как святынь, при втором браке - каждения нет. Читаются другие молитвы: молитва, главоприклонная молитва обручения, молитва, главоприклонная молитва, потом еще одна молитва, потом венчание. После этого священник благословляет вступающих в брак: «Господи Боже наш слава честию венчаю я». После этого ектенья, еще одна молитва, еще одна ектенья. Ни о каком совместном причащении, конечно, и речи уже не идет. Второбрачные по канонам на год отлучаются от причастия. Затем поют «Отче наш», молитва над общей чашей, общая чаша, обводят их вокруг аналоя и две последние молитвы такие же, как в чине венчания. То есть чин сокращенный. Содержание молитв из чина второбрачных: «Господи Иисусе Христе, Слове Божий вознесись на честнем животворящем кресте и иже на ны рукописание растерзавый насилию дьяволе избавивый нас, очисти беззаконие рабов Твоих. Зане зноя тяготы дневныя и плотского разжения немогуще понести во второе бракообщение сходятся (видите, как: не смогли плотскаго разжения перенести). Яко законоположил еси сосудом избраннего Твоего Павлом апостолом нареки нас ради смиренных. Лучше если от Господа посягати, нежели разжизатися. Сам яко благ и человеколюбец помилуй и прости, очисти, ослаби, остави долги наша, яко Ты еси недуги наша на рамена вземляй никто от Бога бысть безгрешен. Аще и день живота его есть или кроме порока токмо. Ты един еси плоть нося, безгрешный вечное нам даровавый бесстрастие». Молитвы уже достаточно грустные. Другая молитва: «Владыко Господи Боже наш всех щадя и всем промышляя, тайныя ведый человеческое, всех ведение имеяй очисти грехи наша и беззакония прости Твоих рабов, призывая я в покаяние. Подай им прощение пригрешений … Даруй им мытарево обращение, блудницы слезы, разбойниче исповедование». Чин достаточно покаянного содержания, он короче: часть молитв заимствована из чина первого брака, а часть молитв весьма покаянного содержания. Радостных песнопений, радостных молитв уже нет. Более того, сейчас второбрачных венчают, но есть правило, согласно которому второбрачные не венчаются. И старообрядцы, когда венчают второбрачных, они венцы им держат не над головой, а на плече и не причащают их. Второбрачные по канонам отлучаются на год от причастия (на практике, конечно, этого нет: отлучают не на год, а на несколько дней). Общую чашу уже не разбивают, а дают отпить всем находящимся, как бы показывая тем, что эта община, эта Церковь берет на себя ответственность, и как бы разделяет с ними второй брак, поскольку люди не смогли жить воздержанно. То есть идеалом все ставят первый брак. Отсюда ясно, почему священник не может быть второбрачным. Церковь смотрит на второй брак как на некоторое послабление. Третий брак Церковь тоже допускает, но его уже вообще не венчают, венчания третьего брака просто нет. И при третьем браке от причастия отлучаются на более длительный срок. Более трех браков Церковь не признает, считает их уже не браками. Правда, такие великие императоры как Лев Мудрый или Иван Грозный, женились большее число раз.

В браке слились государственный и церковный моменты: государственные обряды и церковные. Так что даже возникает неправильное представление, что не венчанный брак это не брак. Откуда оно возникает? От того, что в Царской России расписывали в самой церкви, соответственно, если брак не венчанный, то, значит, они и не расписались. Это повелось со времен Византии, как раз тот самый Лев Мудрый, который много раз вступал в брак, он и ввел правило, что брак обязательно заключать только в Церкви. Пока брак не обязательно заключался в Церкви, многие люди, которые недостойны были причаститься и вообще не очень в церковь ходили, могли заключить брак в государственном порядке. Но после указа Льва Мудрого все должны были идти в церковь. Отсюда возникла мысль, что можно причащение из чина убрать, поскольку отлученных людей или не очень верующих нельзя было причащать. Так и разделились венчание и причащение.

Еще надо сказать о разводе. Как Церковь относится к разводу? В Евангелии и в Апостольских Посланиях неоднократно об этом говорится, что развод возможен только в одном случае: в случае прелюбодеяния одного из супругов. Причем что такое церковный развод? Такого вообще не бывает. Если один из супругов изменяет, то, значит, брак уже не существует: единство нарушено. И это не развод, а просто констатация факта. Соответственно в епархии можно получить справку о том, что брак отсутствует. В синодальную эпоху к этому добавилось еще несколько случаев: если супруг отсутствует слишком много лет (не помню точный срок), если он сослан на каторгу пожизненно, если он не просто отсутствует, а ушел воевать и пропал, если супруг умалишенный, если он болен венерическими заболеваниями и если он не способен к сожительству. В этих случаях разрешается считать брак не действительным. Но никакого чина развода нет. Не может быть чина расторжения брака. Единственно справка из консистории.